Абстрактное мышление: что это и как его развивать

4173

Развитие мышления человека начинается с наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, высшей степенью является именно абстрактное, которое иначе называют словесно-логическим. Этот тип мышления напрямую связан с развитием речевой деятельности, а также с математическими способностями и умением выстраивать логические цепочки. Это дает возможность находить верные ответы в сложных ситуациях, решать трудные задачи, мыслить шире, выходя за пределы ранее установленных границ. 

Особенности абстрактного мышления у детей разного возраста

В дошкольном и начальном школьном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Но это не значит, что абстрактное мышление полностью отсутствует, ведь оно начинает зарождаться с самых ранних лет, когда ребёнок сталкивается с миром слов и математических понятий. 

  • 8 месяцев - 1,5 года: ребенок учится понимать слова и сопоставлять их с предметами, различать простейшие формы предметов, определять количество: «один» и «много». О счёте ещё речь не идёт, но закладываются его основы, а значит и основы абстрактного мышления.
  • 1 - 3 года: малыш знакомится с миром чисел, учится пересчитывать количество предметов, сопоставлять с понятиями "один", "два", «три» и т.д., умеет различать различные формы предметов, находит их согласно определенным требованиям. В этом возрасте активно развивается словарный запас, малыш учится правильно строить высказывания.
  • 3 - 4,5 года: ребёнок активно считает, сравнивает разные группы предметов по количеству, даже если их не всегда можно увидеть (например количество ударов часов и кубиков на столе), учится составлять простейшие изображения из геометрических форм по образцу. Совершенствуется речь, малыш может делать небольшие умозаключения и простейшие выводы по наблюдениям.
  • 4 – 7 лет: ребенок начинает осознавать, что слова и числа можно записать знаками, информация может передаваться различными способами — письменно, устно и даже жестами, малыш самостоятельно составляет сложные изображения из геометрических форм, умеет определять сложные формы предметов. Совершенствуются речевые способности — ребенок составляет целые рассказы по картинкам, придумывает свои истории.
  • С 8 лет начинается активное развитие абстрактного мышления: у ребенка появляется умение легко оперировать формами, числами, словами, делать умозаключения и выводы, создавать и воплощать абстрактные идеи и генерировать новые.

Возрастные этапы достаточно условны, но важно отметить, что пик развития абстрактного мышления приходится именно на школьноый возраст, начиная с 8-9 лет.

Как развивать абстрактное мышление

Абстрактное мышление напрямую связано с развитием речи и математических способностей. Слова помогают человеку мыслить и правильно доносить до других нужную информацию. Математика — наука, построенная на абстрактных понятиях и логических связях, которые в жизни нельзя потрогать, но при этом они являются основами существующих законов природы. Числа, действия над ними, геометрические фигуры и их свойства — это все абстрактные понятия, которые мы легко воспринимает через словесные характеристики.  Именно поэтому, стремясь развивать абстрактное мышление, стоит делать упор на развитии речи и математических умений ребёнка:

  • Считайте вместе с ребенком предметы, которые вас окружают. Это могут быть машины во дворе, тарелки и ложки, листья на ветке и т.д.
  • Предлагайте игры с картами и маршрутами. Например, устройте веселый квест, с подробным маршрутным листом. Дети обожают такие игры в любом возрасте. Или нарисуйте с ребенком схему комнаты, дома, двора. Такой план можно сделать из подручных материалов: кубиков и блоков, конструктора, различных упаковок.
  • Классифицируйте предметы по их признакам, учите находить различие и сходство. Например, при уборке комнаты можно раскладывать вещи по какому-то признаку: верхняя полка — красные машинки, нижняя — желтые.
  • Занимайтесь моделированием. Для построения различных фигур и моделей предметов можно использовать кубики, конструкторы, мозаики, счетный материал, пластилин, а из ненужных коробок можно сделать целый дом или машину для игр. 
  • При решении задач (не обязательно математических), попробуйте найти вместе с малышом несколько дополнительных вариантов решения, обсудите, какой наиболее подходящий из них.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком на отвлеченные темы, фантазируйте, составляйте планы, прогнозы, делайте предположения, задавайте вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если…?» — учите этому ребенка.
  • Решайте головоломки, ребусы, нестандартные задачи по математике.
  • Сделайте домашний театр теней. Устройте конкурс импровизаций — это усилит развивающий эффект.
  • Занимайтесь творчеством, в особенности создавайте поделки из различных материалов и подручных средств — не ограничивайте проявления фантазии ребенка. 

Игры для развития абстрактного мышления

У дошкольников и у детей в начале школьного обучения ведущей деятельностью является игра. Поэтому для того, чтобы развивать новые качества и способности малыша, стоит использовать именно игровые формы. 

«Считаем правильно»
 Возьмите игрушку. Пусть эта кукла посчитает предметы (взрослый говорит измененным голосом), которые вы положили перед малышом, и при этом допустит ошибку. Ребёнок должен найти ее, сказать, что именно было не так. Можно усложнять игру, используя больше предметов или правильное и неправильное изображение чисел.

«Синонимы и антонимы»
Для игры понадобится мяч. Первый участник бросает его и называет слово, второй должен произнести синоним или антоним. Возможно играть в большой компании, а без использования мяча, подойдет в дорогу, для путешествий или в ожидании транспорта.

«Продолжи»
Есть несколько вариантов этой игры. В первом случае желательно использовать мяч: один участник начинает фразу и кидает мяч, а другой должен ее закончить.  Например: Если на улице дождь и солнце, то можно увидеть… (радугу). В игре может быть более 2 участников, тогда каждый следующий должен повторить всю фразу и добавить свою. Например: Сегодня утром я рано встал и сделал…. (зарядку), съел вкусную кашу и отправился… (в школу). 
Если участников несколько, то можно записывать свои фразы на листе. Первый участник пишет фразу, второй продолжает ее и заворачивает лист так, чтобы осталась видна только последняя часть текста, далее следующий продолжает аналогичным образом. По окончанию засчитывается все сочинение. 

«Шифровщик»
Данная игра вариативна, все зависит от уровня подготовки участников и их словарного запаса. 
Можно шифровать слова используя первые буквы слов-подсказок. Например, подготовьте картинки: лес, индюк, сова, аист. Ребёнок по первым буквам составляет "лиса". Можно показывать картинки вразнобой, а малыш должен сам догадаться, в каком порядке расставлять буквы. Для усложнения, зашифровывайте слова или фразы, используя первые слоги. 
Если участников много, устройте конкурс, кто быстрее разгадает слова или наоборот, предложите детям зашифровать название картинок.
Для детей старшего возраста предложите расшифровывать аббревиатуры или давать характеристику слова по первым буквам. К примеру: игра — иду громко, радостно активничать.

«Ассоциации»
Отлично подойдёт в качестве дорожной игры или для большой компании. Один игрок называет первое слово, другой придумывает к нему ассоциацию и так далее. 

Абстрактное мышление — одно из высших проявлений мыслительной деятельности, помогающее человеку лучше анализировать свои поступки и действия, прогнозировать будущее и строить планы. Именно этот тип мышления напрямую связан с креативностью и творческим потенциалом. Развивать его можно в любом возрасте, но следует помнить, что пик приходится на школьный период. Чуткость, забота и внимание помогут родителям раскрыть потенциал своего ребенка. А развить его помогут в детском саду Montessori Hub, в котором особое внимание уделяется всестороннему развитию детей.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!

Читайте также