Ориентируемся в пространстве: игры для дошкольников

1856

Подготовка к 1 классу обязательно включает в себя знакомство с тетрадью. Ребенка учат таким очевидным для взрослых понятиям, как клетка, линейка, писать слева направо, отступать одну клетку вниз между рядами и т.д. За легкое освоение этих правил отвечает пространственное мышление. Развитие этого типа мышления начинается с ориентирования в пространстве. Получается, что подготовка к школе начинается задолго до нее.

Пространственное мышление дошкольников

В возрасте 3-4 лет ребенок сначала знакомится с понятием вверх, а вслед за ним изучает понятие вниз. После этого приходит понимание впереди — сзади, и только потом переходим к изучению слева — справа.  Так же ребенок знакомится с пространственными предлогами: в, на, между, за. На этом этапе важно соединить словесное значение с пространственным местонахождением. Лучше всего объяснять ребенку непонятные для него термины на игрушках, кубиках или рисунках — любым наглядным способом.
В возрасте 5-6 лет малыш уже способен перенести свои знания из окружающего его пространства на лист бумаги.
В 6-7 лет ребенок осваивает работу по схемам и образцам.
На каждом этапе необходимо последовательное освоение навыков. Нельзя проскочить этап знакомства с левой и правой стороной в пространстве, а перенести его сразу на листок бумаги.

Игры на пространственное мышление для детей 3-4 лет

Начинаем игры с малышами с базовых понятий: вверх — вниз, впереди — сзади, затем переходим к более сложным понятиям.
1. Вверх — вниз, впереди — сзади: Родитель называет предмет из окружающего мира, а ребенок отвечает, где он находится:
— где небо?
— вверху
— где трава?
— внизу.
2. На, под, над, между: изучаем эти понятия на игрушках ребенка. Сначала показываем на примере, знакомим с терминологией: мишка находится между зайчиком и собачкой, синий кубик под красным, котенок на подушке и т.д. Также для знакомства с пространственными предлогами отлично подходят специальные картинки. После того как познакомили малыша с терминами, закрепляем их в игровой форме: взрослый дает задание, ребенок выполняет. Например: посади Зайку между синей и красной машинками; поставь красный кубик под синий и т.д.
3. Что где находится?  Сначала познакомьте ребенка с понятиями право и лево, закрепите понятия при помощи рук: правая и левая. Затем попросите ребенка расставлять игрушки справа и слева от него под вашу диктовку:
Зайка справа, собачка слева, машинка слева, мячик справа и т.д.
4. Где кто находится? Берите любое изображение, где много героев: животных, детей, персонажей из мультфильма. В этой игре мы объединяем все пространственные понятия. Задача ребенка объяснить кто и где находится при помощи слов.

Игры на пространственное мышление для детей 5-6 лет

Для детей старшей группы детского сада игры следует усложнять. В этом возрасте дети уже знакомы с геометрическими фигурами, поэтому мы вводим их в игровой процесс, а также вводим игры на тетрадных листах.
1. Расскажи про свой узор. Цель: развитие пространственных представлений.
Рисуем ребенку узор из геометрических фигур. Задача ребенка рассказать о нем взрослому: в верхнем правом углу находится круг, в центре листа квадрат, под ним треугольник и т.д.
2. Веселое путешествие. Для игры понадобится листок с нарисованными разноцветными клетками. В первую клетку ставим игрушку. Задача ребенка передвигать игрушку по клеточкам, под диктовку взрослого: 2 клетки вниз, 3 клетки в право и т.д. Игра учит не только ориентироваться в пространстве, но и оттачивает счет.
3. Рисуем по клеточкам — игра развивает не только пространственное восприятие, но и логику, внимание, мышление. Игра возможна в нескольких вариантах: предложите ребенку половину рисунка — вторую половину он должен нарисовать симметрично самостоятельно. Это может быть только половина цветка нарисованная строго по клеточкам тетради, собачка или дом. Или другой вариант: ребенку нужно самостоятельно нарисовать цветок, соединяя клеточки в определенном (пронумерованном) порядке. После этой игры возможен переход к графическим диктантам. Подробнее о графических диктанатх читайте в этой статье
4. Квесты. Карта с квестами — настоящий клад для подвижных детей. При этом ребенок может искать клад по нарисованной взрослым карте, или составить карту самостоятельно, чтобы клад искали родители.

Умение ребенка ориентироваться в окружающем его мире — базовый навык, который необходим как для прокладывания маршрута до школы, так и для ориентирования в тетради. В дальнейшем это необходимо для развития пространственного воображения и мышления. 

На обучающей платформе Разумейкин вы найдете задания на развитие пространственного мышления для детей разных возрастов. Наши занятия не требует специальной подготовки, и ребенок может сразу к ним приступать. Пока взрослый занят, ребенок развивается.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!