Для каждого периода дошкольного возраста существуют подходящие игровые упражнения, с помощью которых ребенок развивает свою речь, учится грамотно строить фразы. Игры, которые мы предлагаем ниже, предназначены для формирования грамматического строя речи ребенка 5-6 лет. Конечно, не стоит забывать об индивидуальных особенностях: речевое развитие зависит от множества факторов, некоторые дети могут справиться с такими заданиями уже в 4 года.
Подобные развивающие игры универсальны: их можно предложить ребенку в любой ситуации, с разными наборами вспомогательных материалов или в формате вербальной игры. В них можно играть в группе или в паре. Если ваш ребенок собирается в первый класс, обязательно предлагайте ему играть в такие игры.
- “Скажи по-другому”
Задача: научить дошкольника использовать синонимы.
Попросите ребенка придумать как можно больше слов, которые подошли бы к предложенному вами слову или словосочетанию в качестве синонимов. Например: быстро — скоро, сразу, мгновенно, живо; цветок завял — зачах, высох; день дождливый — мокрый, сырой, ненастный. В такую игру можно играть ситуативно: на прогулке, например, подбирать синонимы к тому, что встречается по дороге. - “Найди каждому домик”
Задача: научить определять слоговый состав слова.
В такую игру очень удобно играть, используя детали конструктора или небольшие одинаковые квадраты из картона. Подготовьте игрушки, которые нужно будет заселить в домики. Подбирайте такие, чтобы слово состояло из 1-3 слогов, не больше: кот, лиса, машина. Предложите ребенку расселить их в домики по следующему принципу: сколько слогов в слове, столько окошек в домике. Так, для слова “кот” понадобится одинарная деталь конструктора или один картонный квадратик, а для слова “машина” — тройная деталь или три квадратика. Если ребенку понравится “расселять” игрушки, можно предложить ему позвать гостей к новоселам и расположить их по такому же принципу. - “Посчитай”
Задача: показать дошкольнику, как образуется множественное число существительных, как согласуется существительное с числительным.
Возьмите игрушку и предложите ребенку посчитать так, если бы таких игрушек было много. Например, у него есть одна машинка. 2,3,4 — машинки; 5-10 — машинок. Посчитайте так же зайцев, собак, дома, цветы и пр. - “Из простого — сложное”
Задача: показать дошкольнику, как из двух простых слов получается сложное.
Предложите ребенку заменять длинные фразы на словосочетания из двух слов. Взрослый называет фразу, а ребенок изменяет ее так, чтобы получилось существительное и одно сложное прилагательное. Например:
• у собаки длинный хвост — собака длиннохвостая;
• радуга состоит из семи цветов — радуга семицветная;
• у девочки голубые глаза — девочка голубоглазая;
• хлеб только что испекли — свежеиспеченный хлеб;
• бабочка с яркими крыльями — яркокрылая бабочка;
• станок обрабатывает дерево — деревообрабатывающий станок. - “Мое слово”
Задача: дошкольник тренируется согласовывать существительные с местоимениями “мой”, “моя”, “мое”, “мои”.
Для игры можно использовать мяч. Взрослый называет слова, ребенок должен отвечать чьи они. Важно следить, чтобы ребенок согласовывал местоимение и существительное правильно. Например: слон - мой, кошка - моя, дерево - мое, очки - мои. Можно изменить условия: взрослый в произвольном порядке произносит одно из четырех местоимений, а ребенок придумывает подходящее слово (мой - мяч, мое - одеяло и т.д.). - “Как правильно сказать?”
Задача: дошкольник тренируется образовывать прилагательные от существительных.
Взрослый предлагает фразы, а ребенок придумывает правильное прилагательное-определение. Примеры фраз:
• Если за окном жара, то день (жаркий).
• Если на ботинке грязь, то ботинок (грязный).
• Если человеку не везет, то человек (невезучий).
• Если молоко приносит пользу здоровью, то молоко (полезное).
• Если роза источает аромат, то роза (ароматная).
• Если человек делает другим добро, то человек (добрый). - “О чем речь?”
Задача: увеличить словарный запас, научить дошкольника подбирать существительные к прилагательным.
Взрослый предлагает одно прилагательное-качество, ребенок называет все известные ему существительные, подходящие под это качество. Спросите ребенка: “Что бывает деревянное?”. Затем бумажное, стеклянное, меховое, металлическое, пластмассовое и т.д. - “Помоги закончить предложение”
Задача: научить дошкольника образовывать сравнительную степень прилагательных.
Взрослый предлагает фразы, а ребенок должен договорить последнее слово по образцу. Примеры фраз:
Ручей длинный, а река еще (длиннее).
Ты сильный, а папа еще (сильнее).
Весна теплая, а лето еще (теплее).
Город большой, а страна еще (больше).
Веревка тонкая, а нить еще (тоньше).
Река глубокая, а озеро еще (глубже). - “Чей нос?”
Задача: показать дошкольнику, как образуются притяжательные прилагательные.
Для игры можно взять игрушки или карточки-картинки. Играя с медведем, попросите ребенка менять фразы: нос медведя — медвежий нос, лапа медведя — медвежья лапа и т.д. То же проделайте с зайцем, лисой, котом и пр. - “Праздничный ужин”
Задача: показать дошкольнику, как образуются относительные прилагательные.
Предложите ребенку придумать меню на праздник. Взрослый называет состав блюда или напитка, а ребенок должен подобрать соответствующее прилагательное (“какой напиток” или “какое блюдо”). Например:
• пюре из картофеля — картофельное пюре;
• сок из ягод — ягодный сок;
• суп из грибов — грибной суп;
• соус из чеснока — чесночный соус;
• котлета из свинины — свиная котлета;
• салат из овощей — овощной салат.