Тренируем внимание младшего школьника на каникулах

446

Когда человек выполняет какую-то важную задачу, он сфокусирован только на ней: слышит, видит только то, что связано с задачей, думает только об этой задаче. Он сосредоточил внимание на важном, не замечая при этом посторонние звуки, как бы отключив себя от происходящего вокруг. В поле внимания при необходимости может попадать одновременно несколько задач. В таком случае внимание усилием воли человека будет переключаться с одной задачи на другую, пока он не добьется нужного результата. Внимательность — качество личности, благодаря которому любая задача решается быстро, качественно и с минимальным количеством усилий.

Однако внимательность — не врожденное качество, маленьким детям оно не свойственно. Они обращают свое внимание только на то, что само его привлекает: яркие цвета, громкие звуки, что-то необычное и новое. Внимание как свойство психики необходимо развивать, и важно начать как можно раньше. Невнимательному ребенку, начинающему обучение в школе, крайне сложно слушать учителя и выполнять домашнее задание. Возникают различные проблемы в учебе, что может привести к неуспеваемости. Недостаточно развитое внимание у младшего школьника — распространенная проблема, с которой сталкиваются все учителя и очень многие родители.

Непроизвольное внимание, свойственное дошкольникам, преобладает и у учеников начальных классов. Ребенок с интересом воспринимает новую информацию, однако не способен еще управлять своим вниманием. Постепенно он учится сознательно переключать внимание с одного объекта на другой, усилием воли удерживать внимание на одной задаче длительное время. В первом классе дети еще не могут внимательно слушать учителя и одновременно изучать картинки в учебнике. Они не справятся с задачей, если ее долго объясняют, озвучивают сразу несколько задач, комментируют процесс выполнения работы. Постепенно, в результате разнообразной умственной деятельности ребенок учится быть внимательным, у него формируется произвольное внимание.

Чтобы невнимательность не стала помехой на пути к успеху, развивайте внимание ребенка ежедневно. Каникулы — самое подходящее для этого время: у ребенка нет домашних заданий и развивающих кружков, он нуждается в регулярной умственной активности.

Как тренировать внимание дома?

В этом ребенку помогут игры на развитие внимания:

  • Графические диктанты
    Детям очень нравится это игровое занятие: каким-то удивительным образом, передвигаясь по клеточкам вправо-влево, получается в результате забавный рисунок. Увлеченные процессом, дети тренируют внимание, усидчивость, сосредоточенность, а также готовят руку к письму.
  • Поиск отличий
    Чтобы отыскать все отличия, даже самые скрытые, нужно быть очень внимательным. Множество упражнений на развитие внимания, в том числе и на поиск отличий, можно найти на нашем сайте “Разумейкин”. Подготовка к школе с помощью онлайн-занятий — прекрасная альтернатива обучающим пособиям и занятиям с мамой.
  • Раскраски
    Раскрашивание развивает и развлекает. Ребенок подолгу сидит над черно-белой картинкой, пока не превратит ее в разноцветную. В процессе развивается усидчивость, внимание, аккуратность и фантазия.
  • Пазлы
    Нет более кропотливого и требующего внимания занятия, чем собирание пазлов. Важно, чтобы уровень сложности соответствовал возрасту, иначе ребенок быстро потеряет интерес.
  • Настольные игры
    Лото, домино, шахматы и шашки — отличный способ тренировать внимание в игровой форме. Кроме того, шахматы развивают логику, учат мыслить стратегически.
  • “Что изменилось?”
    Положите перед ребенком несколько различных предметов (игрушки, конфеты, канцелярские принадлежности) и попросите его внимательно посмотреть и все хорошенько запомнить. Через минуту попросите ребенка отвернуться или выйти из комнаты, в это время уберите что-то или поменяйте местами предметы. Чем внимательнее ребенок изучил картинку, тем проще ему находить изменения.
  • “Повтори узор”
    Понадобятся счетные палочки, спички или другие аналогичные подручные средства. Взрослый выкладывает из палочек какой-то узор, а ребенку нужно продолжить его. Для детей помладше лучше брать палочки одного цвета и выбирать самые простые варианты узора. Школьники должны воспроизводить сложные узоры из 2 и более цветов.

Для школьников, умеющих читать, подойдут следующие игры:

  • “Поиск слов”
    Предложите ребенку длинные ряды случайных букв, в которых ему необходимо отыскать несколько слов. Для новичков и деток помладше задачу можно упростить: назовите слова, которые нужно найти. Дальше игрок должен искать самостоятельно, без подсказок. Например: влапдылвпфкошкалаовамашиналвавфл.
  • “Назови цвет”
    Подготовьте специальный листок, на котором будут написаны названия цветов, но каждое слово раскрашено не тем цветом, какой обозначает. Ребенку нужно найти и назвать только определенный цвет или прочитать все слова правильно, не отвлекаясь на обманчивый цвет. Такая путаница заставит очень сконцентрироваться, сосредоточить все внимание.

Занимаясь с ребенком дома, важно помнить следующее:

  • Каждое занятие со старшим дошкольником и младшим школьником обязательно должно включать элемент игры.
  • Начинать новый вид заданий всегда нужно с самого простого уровня. Как только ребенок успешно выполняет такие задания — можно переходить к более сложным.
  • Занятия должны проходить в спокойной и комфортной обстановке, без отвлекающих факторов.
  • Если ребенок сосредоточен и выполняет задание, ни в коем случае не комментируйте его работу, не отвлекайте его своими действиями или словами.
  • Старайтесь объяснить задачу максимально кратко и понятно. Всегда просите ребенка повторить ваши слова: так он еще раз акцентирует внимание на задаче, а вы убедитесь, что он все правильно понял.
  • Сложные задания разбивайте на несколько этапов. Не загружайте ребенка сразу большим объемом работы.
  • При необходимости направляйте внимание ребенка в нужное русло с помощью подсказок-указаний. Проговаривайте способы выполнения задач, учите ребенка проговаривать последовательность выполнения задач.
Автор: Педагог-психолог Антонина Валевич

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!