Подводим итоги года с детьми

1036

В предновогодней суете важно найти время и обернуться назад, чтобы посмотреть, что же важного было сделано за прошедший год. Бывает, что часть успехов и достижений мы забываем, и кажется, что в прошедшем году не было ничего примечательного. Однако это не так. Взрослым и детям важно научиться замечать результаты своих трудов, ведь именно это поможет двигаться в правильном направлении в будущем году и не растрачивать силы впустую. Тем более, что для детей любой год обязательно приносит новые навыки, знания, опыт, и об этом важно говорить.

Почему важно подводить итоги года с детьми.

    1. Вспоминая, ребёнок смотрит на свои достижения со стороны и видит те детали, которые раньше не замечал. Это способствует формированию адекватной самооценки, ребёнок учится анализировать и оценивать события.
    Например, малыш хотел занять первое место в конкурсе рисунков, очень старался, но занял только 2 место и расстроился. Сам он считает, что его старания заслуживают первого места. Попросите ребёнка взглянуть со стороны: «Тот, кто занял первое место тоже старался? Получил ли ты награду? Стал ли одним из лучших? Сколько детей не получили награды?» Пусть ребёнок поймет, что 2 место - не поражение, а большая победа.
    2. Подведение итогов помогает очистить мысли, отпустить тревоги и обиды, повысить самооценку, вспомнив даже маленькие успехи. Научите малыша честно отмечать и плохие события, но не с позиции «я неумеха» или «я невезучий», а с позиции: «Что я понял из этой ситуации? Как сделать по-другому? Стоит ли тратить на это силы? Принесет ли это пользу?» Так ребёнок учится самодисциплине и ответственности, видит результаты своих поступков, размышляет о том, как их можно было бы избежать. И главное понимает, что эти поступки влияют на его жизнь.
    3. Говоря об успехах, мы их закрепляем: «Какой ты молодец в этом году! Поучаствовал в конкурсе и занял призовое место». К успехам также следует отнести всё, чему научился ребёнок за год (плавать/читать/рисовать и т.д.). К тому же разговоры на темы, волнующие ребёнка, укрепляют доверительные отношения в семье.

 

Как подвести итоги года с ребёнком и составить план на будущий год. Рисуем велосипед целей и достижений.

Попросите ребёнка нарисовать велосипед с большими колесами. На колесах рисуем спицы (от 4 до 12 штук). В центре колеса ставим цифру 0, а на конце каждой спицы - цифру 10. Первое колесо будет называться «Чего я хочу больше всего» (это будет план на будущий год), второе – «Что я делал чаще всего». Подпишите каждую спицу так, чтобы два колеса были с одинаково расположенными целями-спицами. Например, «Хочу научиться плавать» (колесо 1, 4-ая спица) – «Я плавал в этом году» (колесо 2, 4-ая спица).

На каждой спице попросите ребёнка отметить от 1 до 10 степень важности цели. Чем выше отметка, тем дальше от центра колеса. Например, на первом колесе: «Насколько мне важна именно эта цель? Для меня важнее научиться плавать или подружиться с Никитой?» На втором колесе: «В этом году я чаще ходил на тренировку в бассейн или играл с Никитой?»

Возможно, что на первом колесе цель научиться плавать будет на отметке 8, а на втором - на 5-ти. Это означает, что сил больше тратилось не на то, что действительно хотелось бы. Научите ребёнка замечать такие различия и попросите сделать вывод: «Как можно исправить ситуацию?» Объясните, что велосипед поедет вперёд, только если оба колеса и спицы у него будут одинаковые. Если такое планирование вы делаете с ребёнком впервые, то подпишите только спицы первого колеса («Чего я больше всего хочу»), а в конце следующего года подведёте итоги и заполните спицы второго колеса («Что я делал чаще всего»).

Правила подведения итогов.

    1. Подводите итоги с ребёнком не в форме делового совещания, а играя. Например, рисуя, делая поделку. Кроме описанного выше приёма с велосипедом, можно завести такой ритуал: ребёнок мастерит ёлочную игрушку в виде своего главного достижения, рисует на ней свои успехи, или перед тем как повесить её на ёлку, рассказывает, почему эта игрушка – символ его уходящего года. Такие игрушки нужно хранить, и каждый год вывешивать на ёлку — ребёнку будет приятно вспомнить о своих достижениях прошлых лет и сравнить их с достижениями текущего года.
    2. Учите честно рассказывать об успехах и неудачах. Не критикуйте и не осуждайте. Итоги года для ребёнка должны быть хорошими. Помогите малышу правильно сформулировать их. Вместо: «Я потерял любимого зайца», — лучше сказать: «Я стал умнее и понял, что любимые игрушки лучше не брать с собой туда, где я отвлекаюсь на горки и качели».
    3. Научите формулировать фразу с «Я», а не с «Мы», записывать кратко. Если ребёнок еще не умеет писать, запишите вы после обсуждения с ним. Можно завести специальный блокнот или «Альбом достижений», куда ежегодно вы будете записывать достижения ребёнка за год. Впоследствии ребёнок сможет продолжать вести этот альбом уже самостоятельно.

Подводить итоги уходящего года важно даже с маленькими детьми. Спрашивайте, чему они научились, как изменились, о чем мечтают. Это помогает детям объективно оценивать свои результаты, видеть хорошее даже в неудачах, учиться ответственности и самоконтролю.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!