Начался новый учебный год, и, безусловно, поддержка взрослых очень нужна маленьким ученикам.
Существуют исследования, которые подтверждают, что степень эмоциональной поддержки со стороны родителей влияет на успешность ребенка и на его уверенность в себе.
Однако, важное значение имеет за что хвалить и как поддерживать.
Предлагаем Вам выполнить небольшой тест и ответить на вопросы, которые покажут, насколько эффективна Ваша поддержка.
В каждом вопросе выберите только 1 вариант ответа:
- Что Вы говорите ребенку чаще — слова похвалы или порицания?
а). чаще хвалю
б). примерно 50/50
в). к сожалению, приходится чаще ругать - За что Вы чаще хвалите ребенка?
а). за изменения в результатах (раньше что-то не получалось или получалось плохо, а потом стало получаться лучше)
б). за старание (не важно, получилось или нет, но ребенок старался)
в). за сами результаты (когда с чем-то успешно справился, получил хорошую оценку)
г). за способности или данные (за то, что умный/красивый/способный и пр.) - Если у ребенка что-то не получается (решить задачу/выполнить задание), что Вы скорее всего скажете?
а). "О, это интересная идея/ты на верном пути! Обрати внимание еще на... (маленькая подсказка)"
б). "Знаешь, это не походит/подумай еще"
в). "Это же совсем просто! Если бы ты был внимательнее/лучше старался, у тебя бы получилось"
Результаты — в конце текста.
Многие согласятся с тем, что уверенные в себе дети имеют лучшие результаты в учебе. Однако, как показывают исследования, вовсе не повышение уверенности приводит к улучшению результатов, а как раз наоборот — хорошие результаты приводят к повышению уверенности. (Исследование профессора Р.Баумайстера и его коллег).
Более того, попытки повысить самооценку у детей, не опираясь на их результаты, не только не улучшают успеваемость, но, порой, даже ухудшают. Если хвалить ребенка без причины, говорить, что "у него все получится" и "вообще он умный/хороший/способный..." , то есть угроза вырастить самовлюбленного эгоиста с непомерным самомнением, у которого вообще не будет желания учиться или стараться что-то сделать. Когда такие дети получают хорошие оценки, они объясняют это своими способностями, а когда получают плохие оценки — отсутствием способностей. Все логично...
При этом дети, которых хвалят за приложенные старания и за улучшение результатов по сравнению со своими результатами в прошлом, обладают усидчивостью, не боятся ошибок, объясняют свои успехи и неуспехи приложенными усилиями, и, как следствие, улучшают свои результаты.
Чтобы узнать результаты Вашего теста, посчитайте общий балл:
за каждый ответ а — 3 балла; за каждый ответ б — 2 балла; за каждый ответ в — 1 балл, за ответ г — 0 баллов.
8 - 9 баллов: Вы — талантливый и чуткий родитель, умеете поддерживать и мотивировать своего ребенка. Продолжайте в том же духе!
5 - 7 баллов: У Вас неплохо получается, но можно больше обращать внимание ребенка на его успехи, даже самые незначительные, на его старания и приложенные усилия — за это не бойтесь перехвалить.
2 - 4 балла: Не скупитесь на заслуженную похвалу ребенку! Если сделал что-то хоть немного лучше, чем в прошлый раз, отметьте это. И Вы увидите, как ребенок в ответ начнет больше стараться и, следовательно, его результаты улучшатся.
Хвалите Ваших малышей за старание! И пусть у Вас всегда будет повод для обоснованной гордости за них!