Ребенок плохо учится. Почему и что делать?

65

Каждый родитель, отправляя своего ребёнка в школу, хочет, чтобы его малыш был умным и успешным. Но зачастую родители сильно огорчаются, увидев в дневнике плохую отметку. А стоит ли сразу переживать по этому поводу или нужно сразу обращаться за разъяснениями к педагогам и психологам? 
Некоторые мамы склонны воспринимать очередную тройку как норму в обучении ребёнка и не считают это проблемой. А кто-то уже «4» приписывает к недостаточно высокой отметке, говоря об успеваемости своего ребёнка.
Но на самом деле, отметки, полученные в школе, не всегда могут показывать полную картину успешности ученика. Для учителя это способ сообщить, что та или иная тема усвоена не в полном объёме и стоит еще раз ее повторить. Для родителей это может быть поводом для конфликтов и ссор с ребёнком, в то время, когда самому малышу требуется помощь взрослых. 

Что является причиной детской неуспеваемости в школе

Все причины сложностей в обучении ребёнка можно условно разделить на 2 категории:
•    внешние (то, что влияет непосредственно из окружения ребенка и не зависит от него) 
•    внутренние (то, что исходит от самого малыша, его физических и психологических особенностей).
Диагностика причины неуспеваемости — это ключевой момент для ее устранения. 

Внешние факторы: 
1. Семейное воспитание
Семья — это один из самых главных факторов в воспитании и образовании ребёнка. Основы правильного поведения, любознательность, нравственность закладываются ещё в раннем детстве. Родители не только прививают любовь к знаниям, развивают умственные и физические способности ребёнка, а первоначально являются примером для подрастающих малышей. Те ценности и традиции, которые имеются в семье, кроха впитывает еще с пеленок. Если дома постоянные конфликты, то и ребёнок будет расти в атмосфере агрессии и постоянного страха. Доказанный факт, что часто возникающие ссоры стимулируют у малыша выработку гормона стресса, который снижает способность усваивать новый материал. Очень важно и то внимание, которое ежедневно родители уделяют ребенку, зачастую его бывает недостаточно в связи с загруженностью родителей на работе. Но нередко бывает и обратная ситуация, когда внимания слишком много, и у крохи нет возможности учиться самостоятельности и ответственности. 
Возможные источники плохой успеваемости:
•    Частые конфликты в семье.
•    Отсутствие должного внимания.
•    Гиперопека.
•    Наказание за плохие отметки.
•    Отрицательный пример родителей или близких взрослых.
•    Негативные высказывания в адрес школы.

2. Социальная среда
Важно, в какой среде воспитывается ребёнок: что его окружает, кто и как с ним общается. Если он находится в неблагоприятной обстановке или в «плохой» компании, то так же перенимает весь негатив и отрицательный настрой. Также важные взаимоотношения в школе — с одноклассниками и учителями.
Возможные источники плохой успеваемости:
•    Конфликтные ситуации со сверстниками.
•    Отсутствие взаимопонимания с педагогом.
•    Общение с людьми, входящими в группу риска.

3. Педагогическая система
Сейчас существуют различные методики и технологии обучения. Зависят они как от выбора школы, так и от учителя, который будет преподавать. Даже самый квалифицированный педагог не даст гарантию того, что пришедший к нему первоклассник будет всегда успешен.  Во-первых, сама методика может не подойти ребенку: слишком простая или, наоборот, углубленная программа может отбить интерес к учебе у малыша. Во-вторых, личность учителя тоже важна, умение находить индивидуальный подход к каждому ученику.
Возможные источники плохой успеваемости:
•    Учебные программы.
•    Технологии и методики преподавания.
•    Профессионализм педагога и школьных работников.

Внутренние факторы:
1. Пробелы в знаниях
Одна из самых частых причин — непонимание темы или недостаток знаний. При этом то, что ребенок не понял, наслаивается на новые темы и у него вообще пропадает желание что-либо изучать, так как не получается выполнять текущие задания. 
Возможные источники плохой успеваемости:
•    Пробелы в знаниях по причине болезни или отсутствия на уроках.
•    Трудности понимания новой темы.
•    Недостаточное количество времени на отработку изученного материала.

2. Мотивация к обучению
Дети зачастую могут быть способны к одному предмету и иметь неудачи в другом. Там, где больше успеха, всегда интереснее. Отсутствие достижений и похвалы в работе ведет к снижению мотивации. Кроме этого, стоит обратить внимание на подачу материала, эмоционально-окрашенные уроки и занятия проходят динамичнее и продуктивнее.
Возможные источники плохой успеваемости:
•    Отсутствие понимания значимости обучения в целом.
•    Скучные монотонные занятия и упражнения.
•    Интерес только к избранным предметам.

3. Особенности развития 
Каждый ребёнок индивидуален и обладает своими явными или скрытыми качествами, которые необходимо учитывать при обучении.
Например, леворукие дети имеют сложность в освоении написания букв и цифр, зачастую более медлительны, но это отнюдь не уменьшает их способности, а в ряде случаев, при правильном обучении стимулирует развитие скрытых талантов. А дети с дисграфией и дислексией преимущественно обладают образным мышлением. Кому-то, с развитым логическим мышлением, легче дается математика, а кто-то обладает природным слухом…
Задача родителей и педагогов — увидеть особенности ребенка, при необходимости вовремя скорректировать их и дать развитие сильным сторонам.
Возможные источники плохой успеваемости:
•    Ослабленное здоровье в физическом или психическом плане.
•    Недостаточная сформированность познавательных процессов и когнитивных способностей.
•    Леворукость.
•    Дисграфия и дислексия.
•    Заниженная самооценка.
•    Повышенная тревожность.
•    Гипо- или гиперактивность.

4. Физические и умственные нагрузки
Очень часто неуспеваемость ребёнка является следствием усталости: умственной или физической. При высокой загруженности у ребенка может не оказаться времени и сил на то, чтобы качественно подготовить домашнее задание или проработать тему, которая была непонятна.
Возможные источники плохой успеваемости:
•    Отсутствие распорядка дня, времени на отдых, полноценный сон и прогулки.
•    Большое количество дополнительных занятий.

Советы для родителей, как повысить успеваемость ребенка 

Есть множество факторов, поддающихся влиянию, чтобы помочь малышу стать более успешным. Несколько важных советов для пап и мам:


1.    Создайте дома атмосферу уюта, доверия, снизьте уровень конфликтности и стрессовых ситуаций. Больше разговаривайте с ребёнком, порой дети с охотой делятся с близкими своими проблемами.
2.    Попробуйте выявить пробелы в знаниях материала, проработайте при необходимости непонятные темы еще раз, для улучшения запоминания можно делить сложные задания на части или использовать мнемотехники.
3.    Ежедневно выделяйте дополнительно 15-40 мин. на отработку трудных тем или изучайте что-то новое и интересное, придумайте научные квесты. Это будет стимулировать познавательный интерес. 
4.    Развивайте память, внимание, логику, творческие способности вашего ребёнка — это основа, на которой базируется успеваемость младшего школьника.
5.    Чаще хвалите ребёнка за его достижения, даже если вам кажется, что они небольшие. Малыш должен чувствовать вашу поддержку.
6.    Учите ребенка видеть свои положительные стороны, радоваться успехам. Пусть после каждой проделанной работы, малыш найдет то, что у него получилось лучше всего, что ему понравилось, что было интересно.
7.    Обязательно включите двигательную активность, занятия спортом. Больше гуляйте с ребёнком на свежем воздухе, следите за питанием и самочувствием. Скорректируйте режим дня и четко ему следуйте.
8.    Учите ребенка быть самостоятельным, уметь отвечать за свои поступки, понимать, что каждое действие имеет свой результат — хороший, а может быть и не очень. 
9.    Больше интересуйтесь школьными делами ребенка, при этом никогда не высказывайте негативных слов в адрес школы и учителей, даже если вам что-то не нравится.
10.    Проблему неуспеваемости стоит решать комплексно: обратитесь к учителю и узнайте, как ребенок чувствует и ведет себя в школе, при необходимости обратитесь к психологу и другим специалистам.

Каждая мама хочет видеть своего малыша счастливым и успешным. Часто для этого достаточно быть внимательными и любящими родителями, ведь когда родные рядом, трудности преодолеть намного проще.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!

Читайте также