У детей дошкольного возраста (3-6 лет) возможны проблемы с развитием фонематического слуха, то есть ребенок не различает на слух похожие звуки, и, следовательно, плохо произносит, искажает их, меняет на другие при произношении. Причина нарушений кроется в том, что малыш не улавливает разницу в звучании похожих слов и звуков.
Такое может происходить из-за проблем со слухом или из-за ошибок в речи взрослых. Иногда родители подстраиваются под детский язык и начинают так же коверкать слова. Например, произносят «дя» вместо «да», повторяют неправильно произнесенные ребенком слова. При этом малыш запоминает такое произношение.
Диагноз «нарушение фонематического слуха» может ставиться только с 4 лет, т.к. к этому возрасту обычно формируется произношение большинства звуков. Допустимо, если к этому возрасту ребенок не произносит или искажает сложные звуки: [р], [л], [ч], [ц]. В норме все звуки должны произносится отчетливо к 5-6 годам.
Развитие фонематического слуха у детей можно начинать с простого умения прислушиваться к звучанию слов. Для самых маленьких подходят упражнения типа «Как говорит коровка? кошечка?», «Это говорит собачка или петушок?». Обязательно обращаем внимание ребенка на то, как были произнесены звуки: «Послушай, как ты сказал», «Ты сказал «бабака» или «собака?». Так мы привлекаем внимание и учим находить ошибки.
Игры на развитие фонематического слуха должны включать музыкальные упражнения, которые помогают развивать не только фонематический слух, но и внимание, умение слушать и различать музыку. Подробно некоторые упражнения описаны в нашей статье «Развитие творческих способностей как способ интеллектуального развития детей».
Хорошо влияют на развитие фонематического слуха у дошкольников упражнения, в которых сравниваются похожие по звучанию слова. Например, «коза и коса», «лук и люк». Такие упражнения в интерактивной форме ребенок может выполнить у нас на сайте в разделе Развитие речи для 5-6 лет.
При развитии фонематического слуха, как и в любых развивающих занятиях, важно соблюдать принцип «от простого к сложному». Сначала отрабатываем узнавание и произношение отдельных звуков, затем работаем с конкретным звуком среди других звуков, и только потом — со звуком в слоге или слове.
Однако, если вы замечаете, что ребенок плохо произносит и различает звуки, следует обратиться к логопеду. Логопед проведет обследование и, если будет обнаружена проблема со слухом, направит к врачу. Если такой проблемы нет – составит программу занятий для вашего ребенка, которой нужно будет следовать.