Успешность в математике часто обуславливает успешность во многих школьных дисциплинах. При этом математика чаще других предметов может вызывать у детей сложности и негативное отношение. Сегодня рассмотрим, как повысить успешность ребенка в математике (развить математические способности), не заставляя его с утра до вечера решать примеры и задачи.
Дело в том, что сложности в обучении математике с большой вероятностью могут быть связаны с некоторыми расстройствами в восприятии детей. К таким расстройствам относятся:
1. Нарушения в тактильно-кинестетическом восприятии.
У ребенка с тактильными нарушенями может наблюдаться либо гипертрофированная чувствительность к прикосновениям, либо, наоборот, сниженная чувствительность. Дети с нарушениями в кинестетическом восприятии имеют нарушенное представление о своем теле, сложно различают пространственные понятия вверху/внизу, справа/слева, спереди/сзади, что приводит к нарушению восприятия числовой прямой, т.е. ребенок в дальнейшем испытывает трудности при понимании, какое число является предыдущим, какое последующим.
В качестве профилактики и коррекции нарушений тактильно-кинестетического воприятия на первом месте стоит развитие общей и мелкой моторики:
• Игры с мячом — ловить мяч и попадать им в цель (в ведро/корзину/в круг/в дерево)
• Различные шнуровки и нанизывание бусин на веревочку
• Поделки и игры с пиродными материалами
• Упражнения на равновесие — прыжки и стояние на одной ноге, хождение по веревочке/палочке/полосочке.
2. Нарушения в зрительном воприятии.
При расстройствах зрительного воприятия страдает объемное восприятие предметов — ребенок не может представить как предмет будет выглядеть с другой точки зрения, не может понять, что при изменении формы может сохраняться неизменным количество, в последующем у таких детей могут быть сложности с восприятием геометрических фигур и тел. Нарушения пространственного восприятия могут приводить к сложностям в понимании понятий больше/меньше/равно.
При нарушениях зрительного восприятия могут возникать трудности в отделении основной фигуры и фона, что приводит в последствии к ошибкам в восприятии похожих заков, цифр (например «+» и «х» или «69» и «96»).
Учитывая, что для вычислений важна способность мысленного представления, полезными будут следующие игры и упражнения для детей:
• Мысленно «пройтись» по знакомому помещению и ответить на вопросы: Сколько стульев в кухне? Какие картины висят на стенах? Сколько шагов от ванной до кухни? и подобные.
• Движение по знакомому помещению с завязанными глазами. При этом ребенок должен знать, где он находится и что его окружает.
• Рисование и описание знакомых предметов по памяти (например, игрушек).
• Ощупывание и угадывание предметов с закрытыми глазами или через непрозрачный мешок.
• Нахождение спрятанного предмета по плану помещения. На плане помещения отмечаем место, где спрятан «клад» и просим ребенка его найти.
Подобные упражнения не воспринимаются ребенком как занятия математикой и вызывают интерес, но при этом они полезны для развития математических способностей.