«Как только учительница открывает журнал, у меня сводит живот… А когда звучит моя фамилия, все вылетает из головы.»
Стоит сразу оговорить: бояться публичных выступлений — это нормально.
У страха отвечать у доски существует несколько причин:
-
Недостаточно хорошее знание материала. Вроде бы ребенок прочитал, что-то запомнил, и даже понял, но на деле это оказалось не так. Ответ у доски вышел скомканный и невнятный.
Что можно сделать? Главное научиться правильно делать уроки. Объясните ребенку, что учить уроки дома и отвечать в школе — это два разных эмоциональных состояния. Дома он спокоен и расслаблен, в школе у доски находится в состоянии стресса. В стрессовой ситуации ноги готовы бежать, а голова не думает, и мы слышим только стук собственного сердца. Чтобы избежать этого, ребенок должен осознать: все в порядке, я знаю ответ, я учил. Итак, краткий план подготовки домашних заданий: прочитал — осознал — пересказал. Задача родителя: проследить, что в полученных знаниях у ребенка нет пробелов. Так же можно попросить ребенка отрепетировать свой ответ у зеркала, или записать его на камеру — так он сможет увидеть себя со стороны. Задайте ребенку дополнительные вопросы по материалу, так же попросите его самого подумать, что еще у него могут спросить.
-
Отношения в коллективе. Когда мы говорим о стеснительности, а именно она влияет на страх отвечать у доски, то мы рассуждаем об отношениях в коллективе. Если отношения с одноклассниками напряженные, то отвечать на уроках (с места или у доски) совсем не хочется. И ребенок сидит на уроке ниже травы, тише воды: молчит, даже если знает верный ответ.
Поговорите с ребенком, с учителем и подумайте, как помочь. В начальных классах сильное влияние на мнение класса имеет именно учитель. Поэтому педагог может повлиять на отношения в коллективе, объяснив, что конкретный ребенок важен и нужен в классе.
-
Речевые дефекты: картавость, заикание и т.д. Конечно, это серьезная проблема. Когда ребенок отвечает у доски, над ним могут смеяться или передразнивать. В этом случае работу нужно вести в двух направлениях: во-первых — занятия с логопедом; во-вторых — разговор с учителем. Попросите педагога поговорить с детьми о сложившейся ситуации. И конечно, взрослый человек не должен сам транслировать негативное отношение: не торопить и не перебивать заикающегося ребенка, потому что другие дети быстро улавливают настроение авторитарного взрослого и копируют его.
-
Отношения с родителями. Завышенные ожидания, непомерные требования от родителей — еще одна причина детского молчания. Проще не отвечать вообще, чем получить оценку ниже ожидаемой родителями. В этом случае работать над собой должен родитель, а не ребенок. Не требуйте от школьника «идеальности», только «пятерок», не говорите, что 3 — это позор.
-
Отношения с учителем. Как вы уже поняли, от учителя многое зависит. Если педагог позволяет себе некорректные высказывания в адрес ребенка, грубый тон или демонстрирует пренебрежительное отношение к ученику — это серьезный повод для разговора с преподавателем. Сложно отвечать перед аудиторией, если тебя перебивают или критично относятся к твоим знаниям.
Главное, в борьбе с детской стеснительностью и страхом перед доской, правильно определить «откуда растут ноги». Когда верная причина определена — можно начинать с ней работать.
Развивающая онлайн-платформа Разумейкин поможет ребенку улучшить свои знания, повысить самооценку и побороть одну из возможных причин боязни ответа у доски.