Что делать, если ребенок не хочет в школу?

861

«Ребенок не хочет в школу» — с такой проблемой сталкивается большинство родителей. Некоторые реагируют на это, как на очередную ерунду, другие видят глобальные проблемы. При этом правда находится где-то посередине. Если ребенка обидел одноклассник — это не всегда буллинг, но если школьник плачет каждое утро, плохо спит, грызет ногти и мало ест — это безмолвный крик о помощи. 

Признаки стресса у детей 6-9 лет:
1. Агрессия.
2. Быстрая утомляемость.
3. Плохой сон и перепады настроения.
4. Изоляция.
5. Страхи.
6. Регресс и плохая успеваемость.

Детские психологи выделяют 4 основные причины для нежелания посещать школьное учреждение: 

  1. Конфликты — не будем называть это буллингом, но дети приходят в школу и часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, с новыми правилами жизни. Для них это существенная нагрузка на психику и если прибавить к этому нагрузку от школьной программы — получим маленького человека с большими проблемами. 
    2. Падение мотивации — это ведет к нежеланию учиться и посещать школу, потому что ребенок не понимает: зачем?
    3. Режим — с неправильным режимом ребенок быстро утомляется и почти всегда чувствует усталость или недосып. 
    4. Адаптация — этот пункт актуален для первоклассников. Школьная адаптация может длиться до 6 месяцев.

Конфликты
Мы часто повторяем себе, что дети приходят в школу учиться, получать новые необходимые знания. И именно эти слова чаще всего звучат, когда родители пытаются утешить ребенка и заставить пойти в школу. Но такое отношение не соответствует действительности: первое, что делают дети приходя в школу — общаются. Общение с учителями, одноклассниками, учениками из других классов. Не всегда малыш видит и может передать родителям реальную картину конфликта, либо просто не в состоянии рассказать об этом родителям. Узнать об отношениях ребенка в коллективе можно, используя такую игру: предложите малышу нарисовать карту класса, обозначьте на ней самого ребенка, а также учителя и учеников. Дайте ребенку карандаши и попросите раскрасить всех на этом рисунке, а так же провести от воображаемого себя линии к другим: красная линия — человек тебе не нравится, зеленая —  все хорошо, синяя — отношения нормальные, но вы не дружите (нейтрально).  Попросите ребенка описать отношения с теми персонажами на картинке, кого он отметил красной линией. 
Возможно, малышу будет сложно объяснить, что именно не так, и в чем суть конфликта, попросите двигаться через сюжеты: этот мальчик делает вот так, а я не люблю и т.д. 
В случае, если ребенок провел красную линию к учителю, но не может объяснить, почему, попросите показать, а как учитель здоровается, что он говорит, если ребенок затрудняется с ответом, как он ведет уроки. Иногда дети, в силу возраста, не могут описать невербальные признаки презрения или агрессии, но ощущают их великолепно. При разговоре с учителями, всегда помните на чьей вы стороне. Так же психологи рекомендуют, обсуждая с ребенком конфликтные ситуации — обозначайте сою позицию: Ты можешь быть не прав, ты можешь ошибаться на уроках, мы можем с тобой ссориться — но я всегда буду на твоей стороне. Зачастую, детям сложно рассказывать о конфликтах, потому что они ощущают себя «плохими», и думают, что родители, узнав об этом, их разлюбят. 

В случае выявления конфликтной ситуации, ее обязательно нужно обсуждать с учителем и находить пути разрешения. 

Мотивация
Что вы чаще всего рассказываете ребенку о школе? Большинство родителей передают детям позитивные истории и установки о школе, но это не всегда верный подход. Поэтому у детей появляются завышенные ожидания, не соответствующие действительности: ребенок ждет веселых игр с одноклассниками на переменах, а получает уроки и редкие 10-минутные перемены. 
Так же мотивация часто понижается у второклассников, когда они начинают получать оценки. Ребенок не получающий нужную ему оценку, расстраивается и вместо попыток улучшить ситуацию — отказывается ходить на урок. 
Как повысить мотивацию:
    1. Учите ребенка в игровой форме. Если проблемы с математикой, то предлагайте малышу математические игры, головоломки и т.д. На любое задание или предмет можно придумать игры, которые помогут школьнику отнестись к учебе легче. 
    2. Поддержите ребенка в его успехах и увлечениях. Не навязывайте ему секции и занятия, которые ему не интересны. Посмотрите, что его интересует, к чему у него есть склонности, но не заставляйте идти на хоккей, если ему просто нравится кататься на льду. 
    3. Маленькие регулярные поощрения. Награды должны быть небольшими и регулярными. Хвалите и поощряйте ребенка даже за маленькие результаты, а если они пока еще не такие, как вы ожидали, то за старание.  
    4. Интересуйтесь не оценками, а тем как у ребенка прошел день, что было интересного, что запомнилось.
    5. Старайтесь уменьшить стресс до минимума, без лишних конфликтов и споров. 

Режим
Часто причина нежелания идти в школу кроется в чем-то обычном, например, в усталости ребенка. Если малыш не выспался, конечно, он не захочет вставать и идти в школу. 
Основные правила для родителей школьника: 
    1. Сон ребенка должен составлять 9-10 часов.
    2. Старайтесь заканчивать выполнение домашних заданий за 3 часа до сна, чтобы дать ребенку время на игру и отдых. В идеальной ситуации завершите уроки до 17-00. 
    3. Если ребенок плохо засыпает, постарайтесь исключить гаджеты во 2 половине дня. 
    4. Включайте больше сезонных овощей и фруктов в рацион ребенка. 
    5. Старайтесь накормить ребенка завтраком с утра перед школой, чтобы дать организму чувство насыщения и бодрости. 

Адаптация
Школьная адаптация серьезная нагрузка для детей, в основном ей подвержены первоклассники, но не стоит исключать ее и у учеников 2-3 классов после длинных летних каникул. 
Как помочь ребенку лучше адаптироваться к школе:
    1. Старайтесь избегать запугивания, нотаций и негативного настроя к школе, учителям и занятиям в целом. 
    2. Старайтесь давать ребенку больше самостоятельности.
    3. Работайте над мотивацией.
    4. Соблюдайте режим дня. 
    5. Не перегружайте доп. занятиями и секциями.

Если у ребенка нет желания посещать школу, конечно, родителям придется окунуться в эту проблему и разобраться в источнике, найти причину такого поведения — после этого можно предпринимать соответствующие действия. 

На развивающей платформе Разумейкин ваш ребенок может учиться в игровой форме, увлеченно и с удовольствием. А если нежелание ходить в школу связано с успеваемостью и/или с мотивацией, наши занятия могут стать отличным решением, т.к. помогут ребенку в освоении сложных тем, а также помогут поверить в себя и не бояться ошибок.  

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!