Ребенок не играет с другими детьми — почему и что делать?

365

Любой родитель волнуется, если видит своего ребенка одиноко стоящим на площадке, когда другие дети весело играют вместе. Не стоит волноваться, если это единичный случай: сегодня ребенок играет один, а завтра уже быстро вливается в компанию детишек и активно играет с ними. Но если обычно ребенок не хочет общаться с другими детьми — это повод задуматься, почему так происходит, и чем родитель может помочь? 

Эмпатия и социализация 

Для начала разберемся в двух понятиях, которые тесно связаны с понятием «общение» — это понятия «эмпатия» и «социализация».

Эмпатия — способность человека считывать, словно книгу, эмоции, чувства, переживания других людей. Чем выше развита эмпатия, тем легче малышу адаптироваться и найти свое место в кругу сверстников. 
Изначально за эмпатию отвечают зеркальные нейроны: когда младенец отвечает на улыбку матери; когда хмурит брови, если корчить ему рожицы — все это «отзеркаливание»‎ за счет развития тех самых нейронов. В более осознанном возрасте дети «‎чувствуют»‎ и не хотят идти спать, или наоборот, часто просыпаются, когда родители собрались куда-то. Дети словно «‎читают» нервное напряжение в доме, и ни за что не уснут. Секрет кроется именно в эмпатии: она дает сигналы малышу и передает нервное состояние родителя ребенку. 

Социализация — процесс включения ребенка в социальную среду путем усвоения ребенком норм, правил, ценностей этой среды. Ребенок начинает общение, и под его влиянием эмпатия может развиться до высокого уровня, а может остаться на невысоком. Играют роль в этом различные факторы: стресс, настроение ребенка, настроение мамы и другие. 

Одним из самых негативных факторов для развития эмпатии и дальнейшей социализации считается гиперопека. Ребенку сложно влиться в детский коллектив и прочувствовать чужое настроение и правила в коллективе, если его все время одергивает мама.

Выделяют 3 уровня развития эмпатии:
1 Уровень: Низкий. На этом уровне работают только зеркальные нейроны. Ребенок видит эмоции, и сопоставляет их с теми, что видел ранее. Например, улыбка — радость, хмурые брови — злость. Но при этом, ребенок не способен различать более тонкие эмоции и разделять их между собой: злость от гнева и обиды, радость от волнения, стыд от вины. 
2 Уровень: Средний. Ребенок стремится понять другого человека или самого себя.
3 Уровень: Высокий. Ребенок легко читает эмоции других людей, примеряет их на себя. 

Необязательно развивать эмпатию до 3 уровня, но для того, чтобы ребенок понимал собственные эмоции и легко вступал в общение с другими детьми, лучше дойти до среднего уровня развития.

Упражнения для развития эмпатии

1.    Дневник эмоций. В зависимости от возраста ребенка, предложите ему либо выписывать пережитые в течение дня чувства в дневник, либо проговаривать перед сном. Помогайте малышу найти причину его эмоций и разобраться в них. Дневник поможет ребенку расширить эмоциональный словарь: не просто обида — беспомощность, слабость, разочарование, печаль, уныние и т.д. Психологи насчитывают более 200 эмоциональных состояний человека, и чем больше словарный запас ребенка, тем легче ему идентифицировать собственные чувства. 
2.    «‎Поговори со мной». Суть метода заключается в проговаривании своих эмоций по такой схеме: «‎Я чувствую …, потому что…»‎. Ребенок связывает эмоцию с конкретным событием. Например, «Я чувствую грусть (или мне грустно), потому что Петя со мной не играет». Кстати, это упражнение отлично работает и для взрослых. 
3.    Театр. Игра в театр помогает ребенку раскрепоститься, а так же научиться распознавать чужие эмоции и передавать их. Предложите ребенку сыграть роль любого персонажа на выбор, например, мультяшного или из любимой книги. 
4.    Кто что чувствует? Предложите ребенку пофантазировать, что может чувствовать любой живой и даже не живой предмет в той или иной ситуации. Например, что чувствует травинка, когда дует сильный ветер? А когда идет дождь? Что чувствует лиса, когда охотится на зайчика? А что чувствует заяц, когда убегает от лисы? и т.д.

Советы школьного психолога 

Школьный психолог, Верташова Яна Игоревна: 
«‎Сейчас модно считать, что детский сад — залог успешной социализации ребенка. Но это не так. В школе мы видим разных детей, и можно с уверенностью сказать: детский сад и социализация не всегда взаимосвязаны. Если у ребенка все хорошо дома, он посещает людные места, площадки, секции — то и уровень его общения будет высоким. Главное, что все идет из семьи: если родители не дают должной свободы ребенку, считают его маленьким и несамостоятельным — именно это он и будет демонстрировать. Нужно давать ребенку свободу выбора, особенно если это касается выбора друзей. Необязательно общаться с большим количеством детей и быть звездой площадки, позвольте ребенку решать, хочет он общаться с 1 ребенком или 10 детьми».

Что поможет успешной социализации ребенка?

1.    Посещение кружков, детских секций, занятия командными видами спорта. 
2.    Предоставление свободы в выборе друзей и детском общении: не дергайте ребенка окриками «‎Это чужая игрушка! Не бегайте! Смотри не упади» и т.д.
3.    Посещение детских мероприятий и различных площадок для прогулок — так будет больше шансов завести друзей. 
4.    Любовь и поддержка — ребенок должен быть уверен, что вы его любите и поддерживаете в любой ситуации, независимо от его успеха или неуспеха.

Итак, развивая эмпатию, мы помогаем ребенку понимать себя и других людей. Чем выше развита эмпатия, тем проще ребенку общаться с людьми. Общение основывается на эмоциях и их проявлении, поэтому уделяйте развитию эмоциональной сферы ребенка такое же внимание, как развитию пространственного мышления или логики. 

Вам также могут быть интересны статьи "Детская дружба" и "Как научить ребенка справляться с негативными эмоциями". 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин» способствуют гармоничному эмоциональному развитию благодаря специально продуманной программе занятий и системе поощрений.

Онлайн занятия для детей:
Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!