Почему ребенок плохо считает в уме?
Мария Монтессори писала: «Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать». Задача взрослого — помочь ребенку найти пробел в знаниях и восполнить его.
Почему ребенок плохо считает?
1. Ребенок плохо знаком с числами и плохо устанавливает соответствие между числом и количеством предметов. У дошкольников и младших школьников преобладает образное мышление. Поэтому при знакомстве с числами им нужно показывать их на примерах: 3 - 3 поросенка, 4 - 4 журавля и т.д. Каждое число важно закрепить наглядными примерами. Ребенку нужно проговорить, потрогать, увидеть число и соотнести его с количеством разных предметов.
2. Не понимает суть простых математических операций: сложения и вычитания. Именно на них строится дальнейшая математическая база. К вычислениям в уме можно переходить после хорошей отработки и закрепления действий сложения и вычитания с предметами и/или счетными палочками.
3. Не умеет считывать сложные тексты. Ребенок не понимает сути математической задачи, особенно если в ней много терминов и действий. Важно, чтобы ребенок после прочтения задачи мог пересказать ее своими словами — выделить основные данные: о чём или о ком говорится в задаче, что происходит (уменьшение/увеличение), на сколько, с чем это связано. О типах задач и о способах их решения мы подробно писали в статье "Учимся решать задачи".
4. Не может мысленно представить задачу — в идеале к любой задаче ребенок должен уметь составить/нарисовать схему.
Эти проблемы решаются многократными тренировками, и со временем, ребенок обязательно научится считать и решать задачи в уме. Также помочь в этом могут специальные методики. Научите ребенка считать в уме разными способами. Школьник сам выберет удобный ему метод.
Методики счета в уме
1. Методика Глена Домана — заключается в обучении ребенка по специальным карточкам с заданиями и картинками. Разработана для малышей, но подходит для обучения дошкольников и учеников младших классов, испытывающих сложности со счетом. Занимаясь по этой методике, ребенок наглядно соотносит число и количество, осваивает понятия много — мало. Эта методика хорошо развивает зрительную память.
2. Методика Зайцева «Стосчет» — суть метода в том, чтобы познакомить ребенка сразу с первой сотней чисел. Методика задействует звуковую и зрительную память, дети учатся хорошо ориентироваться в числовом ряду, поэтому легко учатся считать и писать. Методика рассчитана на дошкольников, но можно применять и для занятий с учениками начальных классов.
3. Устный счет при помощи состава числа — основывается на заучивание ребенком состава числа. Например, 8 состоит из 4 и 4, 3 и 5, 2 и 6, 1 и 7, 0 и 8. В дальнейшем при сложении двух чисел 3 и 5, ребенок вспоминает состав числа 8 и дает ответ. При вычитании задействуется те же процессы.
4. Ментальная Арифметика — дети учатся считать при помощи абакуса. Абакус — специальные счеты. Ребенок при сложении и вычитании перекидывает счеты специальным движением. В дальнейшем ребёнку достаточно представить абакус, чтобы производить математические операции в уме. Ментальная арифметика задействует логику, образное и пространственное мышление.
Попробуйте с ребенком разные методики и выберите подходящую именно вам.
Математические игры так же помогают ребенку легче перейти на счет в уме. Плюсом игр является наглядность, положительное отношение ребенка к процессу ("играть" приятнее, чем "учиться"), многократное повторение математических операций в течение одной игры.
Простые игры на развитие счета
1. Бродилки — вместо 1 кубика, возьмите 2 или 3. Для каждого хода ребенок считает сколько точек выпало на каждом кубике. Игра помогает совершенствовать навыки счета.
2. Математическое домино — ребенок может играть как один, так и с командой.
3. Настольные игры: турбосчет, умножариум — помогают в тренировке навыков математических операций: сложения, вычитания, умножения и деления.
4. Математические раскраски — будут отличным помощником в тренировке навыков счета для детей, любящих рисовать.
5. Логические игры — помогают ребенку научиться выделять важное, что в свою очередь, помогает в понимании сути задания. Например, в игру «Что лишнее» можно играть в любое время в любом месте: называете ребенку ряд слов, имеющих какой-то общий признак или принадлежащих к одной категории и одно-два не имеющих этого признака. В зависимости от возраста и подготовки ребенка игру можно усложнять.
При решении математических задач важна практика. Родителям нужно понимать: то, что взрослому кажется легким и обычным, для ребенка может быть сложным. Он переходит на новую для себя ступень — счет в уме. Задача родителя поддержать и помочь ребенку найти проблему и решить ее. При переходе на счет в уме у ребенка задействуется пространственное мышление, логика, воображение, поэтому их развитие будет способствовать улучшению результатов в математике.