Тело и психика человека тесно взаимосвязаны. Когда мы испытываем эмоциональный дискомфорт, стресс, наши мышцы реагируют, напрягаются, образуя “мышечные зажимы”. Любая эмоция, положительная или отрицательная, сопровождается телесной реакцией: человек хлопает в ладоши и прыгает от радости, сжимает кулаки от злости и т.д. Эта взаимосвязь заинтересовала психоаналитиков почти век назад, благодаря чему возник телесно-ориентированный подход. Сейчас это направление развивается и приобретает популярность в профилактической и коррекционной работе психологов и психотерапевтов.
Дети по природе своей очень спонтанны в любых проявлениях. “Живой язык тела” у них появляется гораздо раньше, чем речь. Движение помогает детям чувствовать и понимать себя, познавать окружающий мир, общаться. Однако в последнее время специалисты и родители все чаще стали отмечать у дошкольников различные трудности, связанные с общением и выражением себя. Детям сложно устанавливать контакт со сверстниками, проявлять инициативу в беседе, они стеснительны, замкнуты. Часто ребенок не умеет адекватно сопереживать и проявлять симпатию. Современные дети чаще конфликтуют и предпочитают одиночество.
Телесно-ориентированные игры и упражнения наиболее терапевтичны для дошкольников и вот почему:
- Очевидный эффект любой активной игры — укрепление физического здоровья.
- Занимаясь в паре со сверстником, ребенок учится чувствовать себя по отношению к другому человеку, понимать свои потребности на более глубоком уровне.
- Такие упражнения тренируют способность выражать чувства через движения, а движения — через чувства, что помогает ребенку учиться общаться, проявлять себя и понимать других.
- Играя с родителями, дети получают чувственный опыт общения с близким человеком, воспринимают родительскую любовь на языке тела.
- Важнейшая задача телесно-ориентированного подхода — “исцеление души через работу с телом”. Такие игры помогают поддерживать и настраивать гармонию телесных ощущений и разума.
- Умение снимать “мышечные зажимы”, расслабляться, способность двигаться и чувствовать наиболее естественно, не ограничивая себя — такие полезные привычки с детства обеспечат более гармоничное развитие и станут хорошей профилактикой психосоматических заболеваний.
Таким образом, телесно-ориентированные игры и упражнения решают разные задачи и приносят различную пользу в зависимости от ситуации. Ребенок может играть один или с родителями, дома или на прогулке, может стать участником такой игры в детском саду, школе или на специальных групповых занятиях.
Познакомим с играми, в которые легко можно играть не только в многочисленной группе детского сада, но и в компании из 2-4 человек.
“Зеркало”
Участники разбиваются на пары. Один игрок в паре выполняет роль зеркала, другой — героя в вымышленной ситуации. Например, девочка может вообразить себя принцессой, которая собирается на бал, а мальчик — олимпийским чемпионом, тренирующимся перед соревнованием. Можно придумать любую историю и персонажа в ней. Участник-”герой” выполняет различные движения, участник-”зеркало” должен как можно точнее и быстрее копировать эти движения. В результате все должно выглядеть так, будто оба партнера по игре просто делают что-то синхронно. Перед игрой в процессе обсуждения правил необходимо установить время: например, 3 минуты. Через этот промежуток времени партнеры меняются местами, чтобы “герой” смог побыть “зеркалом”. Такие игры учат действовать по заданному образцу, понимать себя через другого, а также формируют доброжелательное отношение к окружающим.
“Рисуем музыку”
Эта игра напоминает “Зеркало”, но несет чуть больше полезных функций: помимо вышеперечисленных, она помогает расслабиться, выразить актуальное эмоциональное состояние и обрести спокойствие. Необходимо выбрать несколько разных музыкальных композиций, а затем предложить ребенку нарисовать музыку движениями. Второй участник становится напротив “художника” и должен повторить все его действия, при этом руки партнеров не соприкасаются. Через оговоренный промежуток времени участники меняются ролями.
“Танец вслепую”
Участники разбиваются на пары. Одному из партнеров завязывают глаза повязкой. Под спокойную музыку “слепой” и “зрячий” берутся за руки и начинают танцевать. Задача участника без повязки — “вести” своего партнера по игре. Если в самом начале ребенку будет сложно двигаться вслепую, можно упростить задание: участники садятся на пол друг напротив друга, берутся за руки и выполняют простые танцевальные движения только руками. Такая игра помогает воспитывать доверие, дает положительный опыт общения с окружающими.
“Поиграем в куклы”
Участники разбиваются на пары. Один партнер играет роль тряпичной куклы: он должен стать мягким, расслабленным, будто из ваты. Второму партнеру необходимо ненадолго превратиться в кукловода и придумать для своей куклы какие-то действия. Она может идти, расчесывать волосы или танцевать под музыку. Важно, чтобы все действия за “куклу” проделывал “кукловод”, управляя руками, ногами и головой партнера по игре. По истечению оговоренного времени игроки меняются ролями. Участники не должны произносить слова во время игры. Играя роль куклы, ребенку приходится полностью полагаться на партнера, а “кукловод” должен постоянно думать о состоянии второго игрока, стараясь не причинять ему дискомфорт и придумывая наиболее удобные позы. Таким образом, основная задача игры — формирование доверия и партнерских взаимоотношений. Также в игре участники получают опыт тактильного общения, сотрудничества на уровне прикосновений.
“Танец чувств”
Танец лучше всего помогает снимать усталость, бороться со стрессом, снимать психоэмоциональное напряжение. Для такой игры-упражнения необходимо подобрать отрывок из спокойного классического произведения, а также подготовить вспомогательный материал: вырезать и раскрасить осенние листья из бумаги, собрать связки из разноцветных лент, надуть воздушные шарики и т.д. Для каждого случая можно придумать свою историю и свой танец: танец осенних листочков, танец ветра, танец облаков и т.д. Можно дать ребенку возможность танцевать одному или предложить придумать танец в паре. Главное — выполнять движения не механически, а с душой, с чувствами. Ребенок должен постараться представить себя этим листиком, шариком или ленточкой, вложить в движения все свои эмоции. Предложите дошкольнику по завершению музыки придумать себе позу, застыть в ней.
Не забывайте, что телесно-ориентированные игры благотворно влияют не только на детей, но и на взрослых. Играйте вместе с детьми с удовольствием и пользой для всех!
Автор: Педагог-психолог Антонина Валевич