Вежливость — очень многогранное понятие. Вежливым можно назвать человека, если он:
- обладает чувством такта;
- уважительно относится к людям;
- стремится идти на компромисс в спорных ситуациях;
- умеет слушать собеседника.
Как происходит приобщение ребенка к социальной жизни? В какой момент развивается та самая вежливость? Как можно помочь малышу стать более вежливым?
Примерно до 3 лет ребенок знакомится с миром и правилами поведения через родительский пример. В 3-4 года он идет в детский сад, становится активным участником совместной игровой деятельности, осваивает ролевые игры — все это помогает ему изучать правила общения, получать собственный опыт. Основная база нравственных ценностей и этического мировоззрения закладывается в ребенке до 7 лет. Затем, начиная свою учебную деятельность, он использует весь накопленный опыт на практике.
Человек не рождается вежливым. Невозможно стать вежливым быстро и сразу. Лучше всего воспитывать в ребенке это качество с самых ранних лет, постепенно, начиная с самого простого. Дети не должны заучивать правильные слова, и проявлять вежливость как необходимое условие. Важно, чтобы это стало их собственной потребностью, звучало искренне, исходило от души.
Самое первое, чему стоит обучить каждого ребенка — те самые “волшебные” слова. Мы используем их ежедневно, автоматически, порой даже не замечая этого. Если в семье такие слова как “здравствуйте”, “спасибо”, “пожалуйста”, “доброе утро” или “извините” являются постоянными спутниками общения, то ребенок быстро освоит их. Достаточно лишь изредка и ненавязчиво напоминать ему поблагодарить или поздороваться. Используйте эти слова в играх с ребенком, читайте перед сном "вежливые" сказки.
С некоторыми словами у детей могут возникать затруднения из-за сложности их восприятия, недопонимания. О них полезно будет рассказать ребенку подробнее, объяснить происхождение. Например, слово “благодарить” означает буквально “дарить благо”, то есть добро. Человек, используя его в речи, желает добра своему собеседнику, мысленно дарит ему только хорошее.
Порой родители совершают ошибки, значительно понижающие результат воспитания вежливости у ребенка. К наиболее частым относятся:
- Принудительная вежливость
Невозможно дать правильное воспитание “насильно”, у ребенка всегда должен быть выбор. Не захотел, постеснялся, забыл — причины “невоспитанного” поведения могут быть разные. Не стоит каждый раз упрекать или заставлять: “А ну-ка быстро поздоровайся” или “Растяпа, снова забыл сказать спасибо”. Такая реакция вызовет совершенно обратный эффект. - Прилюдное воспитание
Даже маленький и неопытный человек чувствует унижение, когда его упрекают или поучают на глазах у посторонних людей. У таких “уроков” три отрицательных эффекта: это заставляет ребенка чувствовать себя неполноценно, заостряет внимание окружающих на его невоспитанности, а также полностью убивает доверие к родителю у ребенка. И ни одного положительного. - Двойные стандарты
Часто родители учат ребенка одной модели поведения, при этом дома невольно демонстрируют совершенно другую. В такой ситуации малыш просто не сможет разобраться, правильно сложить в голове пазл. Поэтому взрослые прежде всего должны пересмотреть свои привычки в общении и поработать на собственной вежливостью.
Дети хорошо усваивают уроки вежливости. Им нравится быть вежливыми, ведь за это хвалят и родные, и посторонние люди. Но есть одна сложность, с которой сталкиваются практически все родители с детьми в общественных местах: детская непосредственность. Речь идет о ситуациях, когда ребенок тычет пальцем в прохожего, громко высказывается или высмеивает чужие недостатки. Малыши делают это без злого умысла, причиной такого поведения является недостаток самосознания. Важно отнестись к подобным ситуациям с пониманием. Как бы ни было стыдно за ребенка, не стоит бросаться тут же в критику и крики. Спокойно, доступно поговорите с дошкольником об уважении и доброте. Попросите его представить себя на месте такого “высмеянного”. Ребенок быстро все поймет и сделает верные выводы.
Беседы — важная часть воспитания детей в любом возрасте. Вокруг всегда происходит множество ситуаций, которые могут стать хорошим или плохим примером для малыша. Часто дети в вопросах вежливости испытывают трудности психологического характера. Ребенок может стесняться, ему может не нравиться человек, у него может быть плохое настроение и т.д. Во всем, что касается детей, слишком много ситуативности и индивидуальности, поэтому каждый конкретный случай нужно стараться разбирать, обсуждать.
Итак, в чем секреты воспитания вежливого ребенка?
- Личный положительный пример, атмосфера в семье.
- Добрые сказки и мультики.
- Вежливые игры.
- Похвала и поощрение.
- Доверительное общение.