Как запустить и развить речь ребенка

6753

Как здорово, когда ребенок умеет говорить и выражать свои мысли и желания. Каждый родитель с нетерпением ждет тот момент, когда услышит первое слово своего малыша. Но бывает так, что этого приходится очень долго ждать, и многие взрослые начинают волноваться и предпринимать шаги по развитию речи слишком поздно, когда проблема уже стала явной. Различные специалисты по обучению и воспитанию детей говорят о том, что уделять внимание речи стоит уже с момента рождения крохи, а может быть и раньше. Но однозначно то, что ребёнок начинает общаться со взрослыми сразу после появления на свет и продолжает развивать свои речевые навыки с каждым днём. Одна из важнейших задач родителей — это помочь ему в этом.

Этапы развития речи

  • Крик. Это первый способ общения со взрослыми. Так малыш передает информацию о том, что он голоден, хочет спать или у него что-то болит. Примерно к 3-му месяцу крик приобретает различные интонационные оттенки. 
  • Гуление. На этом этапе появляются первые звуки. Малыш с удовольствием растягивает гласные, прислушиваясь к ним. Если в этом процессе участвует взрослый, то гуление будет более активным. 
  • Лепет. К 6 месяцам ребенок начинает произносить первые слоги. Малыш активно слушает речь взрослого, обращенную к нему, с интересом реагирует на новые слова и звуки. 
  • Первые слова. К 12 месяцам появляются первые простые слова. Малыш начинает понимать, что у каждого предмета есть своё название.
  • Предложения. Примерно к 1.5-2 годам ребёнок начинает использовать предложения. Чаще всего они состоят из 3 слов, но  со временем усложняются и увеличиваются в объёме.

Это основные стадии развития речи, и у всех детей они могут немного отличаться друг от друга. Но стоит иметь в виду, что длительная задержка перехода от одной стадии к другой может быть сигналом к активной помощи по развитию речи. Сегодня известны много различных техник и методик, помогающих запуску речи малыша. Чтобы избежать сложностей в этом вопросе, стоит внимательно изучить все рекомендации.

Запуск речи: с чего начать

Запуск речи у детей во многом зависит от того, как часто и какую речь ребенок слышит. Разговаривать с малышом надо с рождения, даже если вам кажется, что ребенок не понимает слов — комментируйте все, что вы делаете, или происходящее вокруг.

  • Старайтесь общаться с ребенком как можно больше, при этом речь взрослого должна быть непосредственно обращена к малышу и эмоционально окрашена.
  • Во время общения с крохой взрослый должен находится с ним на одном уровне, чтобы ребенку хорошо было видно лицо и артикуляция собеседника. 
  • При произнесении новых звуков и слов старайтесь говорить медленно, растягивая слова, так малышу будет легче понять артикуляцию звуков. 
  • Старайтесь называть окружающие вещи своими именами, не используя слова-заменители (штука, там, такая, эта и др.).
  • Обязательно произносите слова правильно, не «сюсюкайте», не искажайте их на «детский манер» — ребенок должен привыкать к правильному звучанию слов.
  • Не стоит говорить слишком много, без пауз. Нужно выделять голосом названия предметов. Предложения должны быть короткими и простыми.
  • Используйте при общении жесты, но не слишком много.
  • Мамы, зачастую, чувствуют и понимают своего малыша с полуслова. Но это может привести к тому, что речь будет формироваться позже, так как ребенку не требуется объяснять свои желания маме, которая и так все знает. 
  • Пойте песни.
  • Читайте книги и рассматривайте картинки.
  • Развивайте мелкую моторику рук, артикуляцию.

Подбирая упражнения для запуска речи, нужно обязательно учитывать особенности ребенка. При развитии речевых навыков проявляйте терпение и фантазию, включайте больше разнообразных игр и упражнений с малышом. Тогда результат не заставит себя долго ждать, а процесс доставит много удовольствия как родителям, так и их крохе.

Упражнения для развития речи

1.    Разговоры
Чем больше ребенок слышит взрослую речь, тем лучше. Можно использовать прием «разговор с самим собой». В присутствии малыша говорите вслух о том, что видите и слышите. Главное, что произносить нужно четко, громко, простыми предложениями. Например: «Где кружка?», «Я вижу книгу» и т. п. 
При общении с детьми от года продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит.  Таким образом речь подготавливается к более сложному построению предложений, а также развивается способность малыша полностью выражать свою мысль. Например: Ребенок говорит: «Сок». Взрослый отвечает: «Яблочный сок очень вкусный. Сок пьют из чашки».

2.    Приговоры, потешки, песенки
Устное народное творчество обладает огромным воспитательным и обучающим значением. Словесные игры подразумевают физическую активность, развивают крупную и мелкую моторику, что главным образом связано с развитием головного мозга и речевыми центрами. А многие потешки, чистоговорки построены так, что повторяют звуки, которые ребенку проще произносить. Кроме этого такие словесные игры направлены на совместные занятия взрослых и детей, тактильные и эмоциональные контакты, что благотворно влияет на целостность воспитания.

3.    Дыхательная гимнастика
Для игры хорошо использовать свистульки, губные гармоники, флейты, а также выдувать мыльные пузыри, дуть на перышки, теннисные шарики или задувать свечи. Можно сделать специальные приспособления для тренировки — бумажные бабочки на ниточках.

4.    Упражнения на артикуляцию
Всегда весело проходят «вкусные игры». Они тренируют губы и язык. Например: облизывать губы, словно съели вкусное варенье, облизывать конфетку на палочке, макать кончик языка в сладкую присыпку или сахар и попробовать донести до рта, катать во рту круглую конфету, проводить язычком дорожки на тарелке с сахарной пудрой и другое.
Отличный способ — строить гримасы. При этом не забывать показывать язык, прятать его в «домик» за зубки, показывать зубки.

5.    Пальчиковые игры
Наверно многие слышали выражение: «Речь находится на кончиках пальцев».  Развитие мелкой моторики действительно играет большую роль, но без комплексного подхода результат будет минимален. Пальчиковые игры не только развивают мелкую моторику, но и стимулируют процесс запоминания слов и стихов.

6.    Доскажи словечко
Можно использовать стихи, которые хорошо знакомы малышу. В конце строки делать паузу, чтобы ребенок смог сам ее закончить. Отлично подойдет чтение по ролям или игра «Гуси-гуси».

7.    Музыкальные игры
Различные задания и игры с музыкой и музыкальными инструментами — это способ научить говорить простые слоги и слова, запоминать стихотворения, петь песенки, а также развивать мелкую и крупную моторику, координацию.  Для самых маленьких подойдут песенки со звукоподражанием, игры с музыкальными инструментами. Можно использовать ложки, барабан, бубен, колокольчики, ксилофон и пр. 
Нужно включать в игру танцы с движениями, поворотами. Сначала просто показывать это малышу или танцевать с ним на руках, а после, когда он научится стоять и ходить, выучить движения вместе. 

8.    Игры на поиск предметов
Такие игры способствуют развитию пассивного словаря. Для самых маленьких можно прятать предметы под платком. Для детей постарше — поиск предметов в крупе, в комнате. При этом можно спрашивать так: «Где котик, покажи!» или «Найди котика».

9.    Игры с дидактическим материалом
Эти игры также способствуют обогащению пассивного словаря, знакомят с новыми предметами и свойствами. Взрослый дает инструкцию, которую ребёнок должен выполнить, при этом активными словами становятся: дай, принеси. Варианты: «Дай красный мяч»,  «Принеси желтый кубик».

10.   Занятия на развитие слухового восприятия
Очень важно, чтобы ребенок учился правильно и внимательно слушать. Для этого играйте в игры:
Угадай кто говорит? (что звучит).
Где звучит? (справа, слева, внизу и т.д).
На звук барабана — прыгать, на звук трубы — хлопать в ладоши и др.

Упражнений, которые можно применять для запуска и развития речи, существует достаточно много. Для некоторых из них требуется специальная подготовка, а какие-то можно использовать в любое удобное время без предварительной работы. Главное, это учитывать основные правила развития речи и применять различные игровые приемы, фантазировать и увлекать этим своего малыша. Онлайн-занятия в игровой форме, которые помогут в развитии речи, можно выполнить на сайте «Разумейкин». 
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!

Читайте также