Статьи

17.01.2016

Готов ли ребенок к школе?

Для многих родителей остается важным вопрос отдавать ли ребёнка в школу, если ему еще нет полных 7 лет. Это вопрос, конечно, очень индивидуальный и ответ на него зависит от многих факторов. Мы уже писали, что выделяют физическую (физиологическую), психологическую и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. В предыдущих статьях мы подробно разбирали физическое и психологическое (личностное) развитие ребенка, поступающего в первый класс. Сейчас остановимся более подробно на интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Подробнее...

29.10.2015

Развитие памяти

Память младшего школьника развивается по пути все большей произвольности и осмысленности. Во-первых, ученик начинает осознавать, а потом и дифференцировать мнемические задачи: что-то нужно запомнить буквально (например, написание иностранных слов), что-то пересказать своими словами и т.п. Во-вторых, в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально школьники пользуются самыми простыми способами — длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Самоконтроль за результатами запоминания осуществляется на уровне узнавания: первоклассник, например, смотрит в текст и полагает, что заучил его, поскольку испытывает чувство знакомости.

Подробнее...

29.10.2015

Особенности развития в 9-10 лет

Ребенок 9—10 лет, как правило, заканчивает начальную школу. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни. К этому времени у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной деятельности. Это хорошо прослеживается при подготовке домашних заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых разной продолжительности. Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение. Кто-то для лучшего усвоения материала должен пересказать его вслух, кому-то достаточно просто прочесть учебник и др. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Подробнее...

29.10.2015

Развитие логики

В младшем школьном возрасте, как показывают психологические исследования, главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления ребенка. Возраст 9—10 лет является переломным в развитии мыслительной деятельности. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Данный переход позволяет ученикам мыслить понятиями, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Кроме того, младшие школьники начинают осознавать собственные мыслительные процессы и пытаются управлять ими, хотя не всегда успешно.

Подробнее...

29.10.2015

Развитие внимания

На протяжении младшего школьного возраста идет интенсивное развитие всех свойств внимания: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9—10 годам дети способны достаточно долго выполнять произвольно заданную программу действий, работая сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются важным фактором успешности в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Подробнее...

19.08.2015

Как научить ребёнка читать?

Такой вопрос рано или поздно встает в каждой семье. И дальше из него вытекает еще масса вопросов, на которые родители ищут ответы: • В каком возрасте ребёнка нужно учить читать? • Где учить - дома, в детском клубе или с репетитором? • По какой методике учить — по кубикам Зайцева, по букварю Жуковой и т.д. и т.п. • А есть ли компьютерные программы для обучения чтению онлайн?

Подробнее...

29.04.2015

Готов ли ребенок к школе? (продолжение)

Поступление в школу – начало важного этапа в развитии ребенка, который связан с принятием новой социальной позиции – позиции школьника. Личностная готовность к школе показывает, что предпосылки для перехода на новую ступень развития сформированы.

Подробнее...

10.04.2015

Готов ли ребенок к школе?

Традиционно выделяют физическую (физиологическую), психологическую и социальную готовность ребенка к обучению в школе. Поговорим более подробно о физическом развитии ребенка, поступающего в первый класс. Оценку физиологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе проводят медики по следующим критериям: -Уровень физического развития. -Уровень биологического развития. -Состояние здоровья.

Подробнее...

27.01.2015

Особенности развития ребенка 7–8 лет

Возраст 7–8 лет — один из переломных этапов в развитии ребенка. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь лет, в какой-то момент он проходит через кризис. Этот период может начаться в семилетнем возрасте, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис семи лет, который называют периодом рождения социального «я», связан с осознанием ребенком своего места в мире общественных отношений, открытием новой социальной позиции — позиции школьника.

Подробнее...

23.10.2014

Развивающие игры для девочек и мальчиков

Сегодня на страницах интернета все чаще можно увидеть рубрики «Развивающие игры для девочек», «Развивающие игры для мальчиков». Безусловно, мальчики и девочки развиваются неодинаково и с определенного возраста предпочитают, как правило, разные игрушки. Однако жесткое распределение игрушек по полу все-таки психологически не оправданно. Например, часто отцы переживают, заставая сыновей 2–4 лет за игрой с куклами. Мужчины беспокоятся, что так у малышей сформируются неверные гендерные стереотипы: каждый папа мечтает видеть своего сына сильным, выносливым, ответственным и решительным, а кукла становится угрозой «правильному» воспитанию личности: «Вырастет, будет как девчонка!», «Не мужское это дело!». Однако взрослые забывают о том, что именно забота о маленьком и слабом (а кукла всегда выступает в роли ребенка, существа, которому требуется опека) воспитывает ответственность, способность к сопереживанию.

Подробнее...

«  1     »