Развивающие игры для девочек и мальчиков

Сегодня на страницах интернета все чаще можно увидеть рубрики «Развивающие игры для девочек», «Развивающие игры для мальчиков». Безусловно, мальчики и девочки развиваются неодинаково и с определенного возраста предпочитают, как правило, разные игрушки. Однако жесткое распределение игрушек по полу все-таки психологически  неоправданно. Например, часто отцы переживают, заставая  сыновей 2–4 лет за игрой с куклами. Мужчины беспокоятся, что так у малышей сформируются неверные гендерные стереотипы: каждый папа мечтает видеть своего сына сильным, выносливым, ответственным и решительным, а кукла становится угрозой «правильному» воспитанию личности: «Вырастет, будет как девчонка!», «Не мужское это дело!». Однако взрослые забывают о том, что именно забота о маленьком и слабом (а кукла всегда выступает в роли ребенка, существа, которому требуется опека)  воспитывает ответственность, способность к сопереживанию. Игра с куклой способствует развитию человеческого в ребенке: освоению отношений между людьми, пониманию своих и чужих эмоций, желаний, чувств. Поэтому не стоит лишать мальчиков 2–3 лет игр с куклами, колясками и мягкими игрушками. Кроме того, в процессе развития у детей бывают периоды, когда мальчики и девочки временно меняются ролями: им становится интересно, во что играют другие дети. Однако психологи обратили внимание на то, что с одними и теми же игрушками мальчики и девочки играют по-разному. Так, у девочек интерес к куклам проявляется в игровых сюжетах бытового характера (приготовление еды, стирка, уборка), а мальчики строят дома для кукол, катают их в машинках и т.п.

Не менее часто встречаются и девочки, обожающие катать машинки и собирать конструктор. Это абсолютно нормально. В дошкольном возрасте технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. Девочка может также увлечься игрой в машинки, подражая старшему брату.

Психологи считают, что лишь в 6–7 лет формируются четкие половые установки, благодаря которым мальчики и девочки начинают выбирать разные игры и игрушки, проявляют разные стили поведения и интересы.

Выбирая игрушки для малыша, не стремитесь дифференцировать их по полу, а помните, что они должны быть не только увлекательными и занимательными, но и развивать, обогащать личность ребенка, не искажая представления о мире. 

В 5–6 лет среди игрушек как у мальчиков, так и у девочек должны появиться домино с цифрами и точками, магнитный лабиринт, кубики Никитина, различные конструкторы. Помимо прочего эти игры способствуют развитию пространственной ориентации, формирование которой очень важно для подготовки ребенка к школе. Очень полезны настольные игры, в том числе интеллектуальные (шахматы, шашки), головоломки, мозаики, наборы для творчества и экспериментирования.

Ученые из Пенсильванского университета установили, что у детей, которые в детстве играли лишь в те игрушки, что «положены» их полу (куклы для девочек, машинки для мальчиков и т.д.), впоследствии формируются жесткие стереотипы поведения. Они шаблонно подходят к решению проблем, не в состоянии выйти за рамки того, чему учат в школе, и в конце концов начинают отставать от своих более гибких сверстников, родители которых были более чуткими к нуждам подрастающего человека и излишне не регламентировали их игровую активность.