Готов ли ребенок к школе? (продолжение)

Мы уже писали, что выделяют физическую (физиологическую), психологическую и социальную готовность ребенка к обучению в школе. В предыдущей статье мы подробно разбирали физическое развитие ребенка, поступающего в первый класс. Сейчас остановимся более подробно на психологической (личностной) готовности ребенка к школе. 

Поступление в школу – начало важного этапа в развитии ребенка, который связан с принятием новой социальной позиции – позиции школьника. Личностная готовность к школе показывает, что предпосылки для перехода на новую ступень развития  сформированы. Ребенок к 6,5-7 годам должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Определить личностную готовность Вашего ребенка к школе Вы можете самостоятельно, задав ему простой вопрос: «Ты хочешь пойти в школу?» Если ребенок ответил положительно, то следует уточнить: «Почему ты хочешь пойти в школу?». Если ребенок отвечает «Чтобы учиться, умным стать», «Новое узнавать», «Красиво писать» и т.п., то волноваться не о чем – внутренняя позиция школьника у будущего первоклассника уже сформировалась. А вот если в ответе ребенка будет просматриваться интерес к школе только с внешней стороны (покупка портфеля со всем его содержимым, новой красивой формы, знакомство с новыми друзьями и т.д.), то это говорит о том, что принять внутреннюю позицию школьника ребенок пока не готов. Вы можете также спросить, кем ребенок хочет быть в игре в школу: учителем или учеником. Ответ «учеником» свидетельствует о сформированности внутренней позиции школьника. 

Но бывает и так, что дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу — там трудноиграть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, - результат ошибок в воспитании детей. Нередко к этому приводит запугивание детей школой, что очень вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением. И сколько же терпения, внимания, времени придется уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы, чего будут стоить первые шаги в школе самому ребенку! 

Внутренняя позиции школьника – личностное новообразование, которое включает желание учиться, особое отношения к учителю, к себе, как к школьнику, умение взаимодействовать со сверстниками. Ребенок должен понимать и принимать то, что в школе у него появятся новые права и обязанности, к нему будет предъявляться больше требований со стороны взрослых и т.д. Учебная деятельность требует также наличия определенного уровня самосознания. Ребенок должен быть способен оценить правильность своих действий, критичнее смотреть на себя. Если ребенок все еще заявляет, что его рисунок «самый хороший», он «самый умный» и т.п., то нельзя говорить о личностной готовности к обучению. Часто первоклассники оценивают себя, своё поведение, свои способности и возможности слишком высоко и не сопоставляют с тем, что есть на самом деле, не способны критически относиться к собственной деятельности. У таких детей всегда «учительница злая», «школа плохая», «сосед по парте мешает», «математика скучная» и т.д. Ни в коем случае не следует искусственно занижать самооценку ребенка негативными высказываниями в его адрес. Лучше предложить ему поиграть в режиссерские игры, где ребенок придумывает сюжет и исполняет все роли. Это поможет ему научиться смотреть на себя со стороны. 

У ребенка к моменту поступления в школу познавательный интерес должен преобладать над игровым. О преобладании познавательного интереса можно говорить, если ребенок с большей охотой слушает интересные рассказы, нежели занимается игрой. Формированию познавательного интереса способствует чтение книг, интерактивные программы в музеях, на выставках, совместное с родителями экспериментирование, моделирование и т.д.

Родителям также необходимо принять то, что в начальной школе учитель должен стать для ребенка непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.  Это естественный процесс, необходимый для успешного личностного развития и обучения. Поэтому ответственно и внимательно отнеситесь к выбору первого учителя для своего ребенка и в дальнейшем ни в коем случае не критикуйте учителя при ребенке.

 

Сегодня, к сожалению, растет число детей, личностно не готовых к обучению в школе. Нередко это связано с тем, что ребенка рано начинают активно приобщать к несвойственным возрасту занятиям письмом, чтением и т.д., забывая, что для дошкольника ведущий вид деятельности – игра. Безусловно, готовиться к школе надо. Но эти занятия должны быть интересными для ребенка, не утомительными, отвечать психологическим особенностям возраста. Ребенок в дошкольном детстве прежде всего должен получить богатый опыт сюжетно-ролевой игры,  что называется, «наиграться». Именно в игре формируются все предпосылки для успешной учебной деятельности. Если этого не происходит, ребенок  продолжает играть в школе, воспринимая учебу как досадную помеху.