Агрессивное поведение ребенка

103

Агрессивное поведение — одна из наиболее острых проблем современности. Так что же делать, если ребенок часто злится, дерется, ругается? Прежде всего, надо вспомнить, что не бывает плохих и хороших чувств. Злость — одна из базовых эмоций, все мы ее, чаще или реже, но испытываем. Другое дело, как она проявляется в нашем поведении, управляет наша злость нами, или мы пытаемся ее контролировать.

В этой статье мы не будем говорить об агрессии детей из неблагополучных семей или агрессии, связанной с поражением головного мозга. Возьмем среднестатистическую более или менее благополучную семью. Как известно, поведенческие модели родителей напрямую влияют на ребенка. Поэтому почти всегда лучший способ снизить агрессивность ребенка — научиться прорабатывать собственные отрицательные эмоции, чтобы демонстрировать ребенку конструктивные модели поведения. Как это сделать? Прежде всего научитесь принимать свои неприятные чувства (злость, обиду, разочарование и т.д.) Принять — это значит признать чувство и найти его источник.

Если вы злитесь, скажите себе «Я злюсь», отметьте, что вы почувствуете. Постарайтесь понять, где в вашем теле гнездится наибольшее напряжение, несколько раз глубоко подышите. А теперь представьте, легко ли будет сделать все это в момент раздражения? Конечно, нет.

Для ребенка же управление своим поведением — гораздо более сложная задача. Поэтому помогите ему. Назовите его чувства: «Ты обижен», «Ты сердишься, потому что хочешь еще поиграть»… Постарайтесь сохранить самообладание. Как и всегда в воспитании, придерживайтесь золотой середины. Если проявления агрессии не разрушительны («зарычал» в ответ на требование, пнул подушку и т.п.), не стоит акцентировать на этом внимание. Можно обучить ребенка подобным нехитрым, но действенным способам сбросить напряжение: скорчить злую гримасу, потопать, громко крикнуть в пустую банку и др. Особенно это полезно для тревожных детей, склонных подавлять свои негативные чувства. Но будьте готовы к тому, что при высоком уровне подвижности, импульсивности ребенок может «застревать» на подобных действиях: бить сильнее, кричать громче… Переключите его на что-нибудь другое просьбой, предложением поиграть. Прекрасно снижают агрессивные проявления футбол, бег, а вот бокс, единоборства (кроме, пожалуй, у-шу), часто только усиливают их.

Однако бывает и так: внимательные, заботливые, чуткие родители, а ребенок дерется, устраивает истерики. Родители недоумевают: ведь на него дома никто даже голос не повышает. Скорее всего, такой ребенок воспитывается по типу «кумира семьи», окружен излишним вниманием со стороны взрослых родственников, большинство его желаний тут же удовлетворяются. А в детском коллективе все не так. Как следствие — истерики и агрессия. Агрессивное поведение детей после 3-3,5 лет часто является результатом непростроенных родителями границ дозволенного.

Акты физической агрессии по отношению ко всему живому должны пресекаться всегда категорично и однозначно: «Нельзя!», «Ему больно!» Если ребенок продолжает буйствовать, держите его, пока не успокоится. Разбирая ситуацию в спокойной обстановке, точно и безоценочно опишите неприемлемое поведение ребенка и разъясните его негативные последствия для самого ребенка: «Ты ударил Вову. Ему было больно, обидно. В следующий раз он не захочет с тобой играть, и тебе станет грустно».

Итак, чтобы предупредить закрепление агрессивности как личностного качества, необходимо:
• придерживаться гармоничного стиля воспитания;
• демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем;
• относиться к ребенку с уважением;
• позволять проявление гнева в безопасной форме;
• называть испытываемые ребенком эмоции «Ты злишься/обижен/расстроен/огорчен...», чтобы помочь ребенку понять и принять свои чувства;
• обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, а не о личности: «Ты поступил жестоко», а не «Ты жестокий».

Возможно, вас заинтересуют другие статьи на похожие темы: 

«Как не кричать на ребенка»

«Как ребенку преодолеть страх, обиду, злость»

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).