Дети и деньги: учим детей обращаться с деньгами

586

В современном мире денежные отношения заслуживают особого внимания. Ребёнка уже с раннего детства стоит постепенно приучать к правильному и бережному отношению к деньгам. Это не только поможет ему в будущем, но и в настоящем снизит количество конфликтных ситуаций в семье между детьми и родителями. Малыш будет понимать, почему мама или папа не могут купить ему все, что он просит в магазине: за все приобретенные товары нужно платить, а чтобы накопить нужную сумму, требуется работать и усердно трудиться.

Возрастные особенности

Дети уже в три года начинают интересоваться деньгами, поэтому стоит в этом возрасте знакомить малышей с их назначением. Но не надо перегружать лишней информацией, достаточно рассказать, зачем были придуманы деньги, куда и на что их надо тратить, и откуда они появляются у мамы и папы.

С 6 лет стоит начать рассказывать детям о семейных тратах, а также давать небольшие суммы для карманных расходов. В этом возрасте ребёнок способен контролировать свое поведение, формируется понимание причинно-следственных связей. Малыш не просто готов к осознанному пониманию функции денег, но и может оперировать ими. Плюс это отличная тренировка навыков счета.

В подростковом возрасте ребёнок способен к осознанным накоплениям и тратам. Многие дети начинают подрабатывать самостоятельно и получают свою первую зарплату. При расчете карманных денег стоит провести с подростком подробную беседу, на что они ему нужны и в каком объёме. В этот период возможны необдуманные и легкомысленные траты. Это часть взросления и обучения финансовой грамоте. Главное, чтобы ребёнок понимал, где именно лучше было сэкономить или поступить иначе. Старайтесь помогать своему взрослеющему малышу при совершении покупок, обсуждать те или иные приобретения. 

Игры для развития финансовой грамотности

Для того чтобы научить свое чадо правильно обращаться с деньгами, понимать их основную суть и уметь распределять и копить на желаемые вещи, следует проводить обучение в виде игры. С одной стороны это поможет малышу лучше ориентироваться в мире денежных отношений уже с раннего возраста, а с другой — сможете провести всей семьей увлекательные вечера вместе.

«Выбор»
Положите перед ребенком несколько предметов или продуктов: игрушку, хлеб макароны, конфеты и т.п. Дайте ему определенную сумму игрушечных денег и предложите выбрать один товар. После попросите объяснить свой выбор. Если малыш предпочтет игрушку или шоколад, можно спросить: «А если бы в доме не было ничего из продуктов, а ты хотел есть, изменил бы свое решение?». Таким образом можно показать, что есть предметы первой необходимости. Игру можно разнообразить и предложить подобрать покупки для мамы, папы, для завтрака или обеда, для друга на день рождения и др.

«Магазин»
Сделайте витрину магазина. Заполните ее товарами и поиграйте в «покупателя» и «продавца». Покажите, какие действия должен выполнять каждый из них, правила общения и поведения в магазине. Такая игра учит не только распределять деньги, считать сдачу, но и правильно выбирать товары, обращать  внимание на срок годности, внешний вид, учит вежливости и аккуратности.

«Купюры»
Следует рассказать малышу, что такое цена товара, из чего она складывается, от чего зависит, какие бывают купюры и как правильно их разменивать. Дайте ребенку рассмотреть настоящие деньги, потрогать их. Также рассмотрите чеки из магазина, пусть малыш попробует собрать такую же сумму из настоящих или игрушечных денег. Для детей постарше можно начать коллекционировать монеты и купюры разного номинала и разных стран.

«Угадай стоимость»
Для этой игры требуется, чтобы малыш чаще ходил в настоящий магазин и обращал внимание на цены.  Можно играть сразу после похода в супермаркет. Взрослый называет товар, а ребёнок должен назвать примерную цену. Для проверки можно использовать магазинные чеки. Так малыш получит представления о дорогих и дешевых товарах.

«Моя работа»
Предложите ребёнку на листе бумаги написать свои таланты и сильные стороны. Пусть он подумает, какую работу можно выбрать в соответствии со своими умениями и сколько на этом заработать. Обсудите, сколько ребенок хотел бы зарабатывать и как он хотел бы  распределять свой доход (на необходимые вещи, обучение, отдых и пр.).

Настольные игры
Отличным вариантом будут игры типа «Монополия», «Час расплаты», «Игра в жизнь», «Денежный поток» и др. Кроме этого можно приобрести различные игровые наборы: касса, банковские карты, наборы овощей и фруктов, что послужит отличным дополнением к обучению.

Детские накопления 

Учите детей экономить и копить деньги. Важно показать ребёнку, что не стоит тратить все полученные деньги сразу, а лучше отложить, чтобы потом приобрести что-то более крупное и ценное.
Есть несколько инструментов, которые способны помочь малышу научиться копить средства: 

  • Составьте список тех товаров и вещей, которые ребенок хотел бы приобрести. Проведите беседу, какие из них действительно необходимы, а что можно отложить на потом. Определите цели, на что стоит копить сначала.
  • Приобретите копилку, лучше такую, чтобы было видно, сколько в ней денег уже есть, а так же была бы возможность достать и пересчитать накопления.
  • Электронные деньги можно отслеживать через приложение в телефоне или по смс. Это очень удобно как взрослым, таки детям. К тому же возможно открыть вклад с процентами, который будет приносить дополнительный доход.
  • Пример родителей, умеющих правильно распределять деньги, копить и не брать бессмысленные займы и кредиты.

Советы родителям по финансовому воспитанию детей

  1. Расскажите ребёнку о возникновении денег, начиная с бартера, до современных электронных денег.
  2. Не давайте деньги за выполнение домашних поручений, уборку квартиры или учебу в школе. Все это относится к личным и семейным обязанностям. Ребёнок должен понимать, что в семье главное забота и любовь, а не денежные отношения.
  3. Придумайте способы получать детям свой доход. Например, выплаты за помощь на работе у мамы или папы, помощь соседям и др. 
  4. Карманные деньги нужны ребенку. Но прежде чем давать ту или иную сумму, обсудите, на что он будет ее тратить. Для младших школьников в карманные деньги не должны быть включены траты на еду, вещи, школьные обеды и т.п. А вот для подростков стоит наоборот включить в расходы некоторые постоянные нужды, чтобы приучить правильно распределять свои доходы. 
  5. Сумма на карманные деньги должна быть фиксированной и выдаваться в одно и то же время. Для младших школьников лучше всего выделять небольшую часть через 3-4 дня, а подросткам раз в неделю или даже в две недели.
  6. Заведите банковские карты для накоплений. Бумажные и электронные деньги очень различаются во многих аспектах, и ребёнку следует учиться управлять и тем и другим. При этом родители должны контролировать траты ребёнка, на банковских картах можно установить лимиты. Следует понимать, что ребёнок может израсходовать эти деньги на «ерунду», но взрослый должен объяснять, чем опасны необдуманные траты. 
  7. Вовлекайте ребенка в походы в магазин. Например, продумайте вместе, что можно приобрести на 1000 руб. из продуктов, что необходимо в первую очередь, а от чего можно отказаться. Детей постарше можно отпускать в магазин самостоятельно за небольшими покупками.
  8. Обязательно расскажите о существовании мошенников и способах обезопасить себя: не сообщать свои личные данные и данные банковских карт, не переходить по ссылкам в смс, соц.сетях, не отвечать на звонки с незнакомых номеров и др.
  9. Не наказывайте деньгами. Не стоит вводить за непослушание штрафы или уменьшать сумму карманных денег из-за плохих отметок. Такой способ приведет только к конфликтам и ссорам в семье.

Учить малыша управлять деньгами лучше всего с раннего детства, постепенно приобщая к миру финансов. Ведь во взрослом мире много сложностей и соблазнов. Стоит подготовить своего ребёнка к денежным отношениям, воспитав его финансово грамотным человеком.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также