639

Баба-Яга под кроватью, злые монстры в шкафу, темнота и лесные чудища — на какие только страшилки не способна детская фантазия... Но бороться с ними вынуждены родители. И здесь не все так просто: не получится сказать, что монстров не существует. Детям нужны доказательства, способы борьбы и методы убеждения. 

Страх — реакция нашей психики на раздражитель, опасность. Это защитный механизм и одна из основных человеческих эмоций. Отличия взрослого и детского страха в том, что взрослый человек мыслит рационально и умеет снимать стресс. Маленький человек мыслит образами, над ним властвует мир фантазий, он не может разобраться со своими эмоциями. В то же время, страх — естественный этап формирования нервной системы. 

Почему дети боятся?

Заметить проявление детского страха не сложно: малыш нервничает, переживает, плохо спит или ест, может грызть ногти или выкручивать руки. 
Детские страхи не появляются внезапно, обычно у них есть предпосылки. Для того, чтобы понимать как бороться со страхом, нужно выявить его причину. Среди причин страха выделяют 5 основных:

  1. Негативный опыт. Испугала собака — малыш боится всех собак, ужалила пчела — страх перед насекомыми и т.д.
  2. Особенности характера: мнительность, чувствительность, тревожность. 
  3. Богатая фантазия. Детская фантазия не имеет границ, а ребенок не имеет нужного опыта, чтобы отличать воображение от реальности. Поэтому фантазия цепляется за сценки из мультиков и раздувает из них страхи небывалых форм. Отсюда "страх лесных чудовищ с красными глазами и размером больше дерева", хотя малыш только посмотрел невинный мультик. 
  4. Семья. Частые ссоры и неблагополучная обстановка в семье сказываются на поведении ребенка, в том числе и на рождении новых страхов. 
  5. Воспитание. Порой родителям кажется, что стоит лишь пригрозить и напугать малыша — и вот он уже делает то, что от него требуется. Например, чтобы малыш сидел в детском кресле пристегнутый и не капризничал — пугают, что полиция остановит машину и заберет его. Ребенок будет слушаться, но этот метод может привести к худшим последствиям: страхам и неврозу. 

Не стоит ждать, что страх пройдет сам по себе, что ребенок его «перерастет». Человек взрослеет, а вместе с ним взрослеет и его страх. 

Классификация страхов по возрастам.

  • От 1 года до 3 лет — в этом возрасте страхи явление редкое. В основном они связаны с долгой разлукой с родителями или с другим пережитым опытом. Ребенок боится ходить, потому что упал и больно ударился — ситуация знакомая многим родителям. 
  • 3 — 5 лет. Страхи, распространенные для этого возраста: страх темноты, одиночества, замкнутых пространств, ночные страхи — все это связано с развитием воображения. Множество страхов дети в этом возрасте заимствуют из мультиков или книг. 
  • 5 — 7 лет. Детские страхи становятся более разнообразными, потому что расширяется и кругозор. 

 В этом возрасте дети могут бояться засыпать. Они видят сны, и не все из них хорошие. Кошмары — большая нагрузка на детскую нервную систему. При этом кошмары — серьезный звонок для родителей, что ребенок подвергся сильному стрессу.

Может появиться страх перед наказанием. Важно помнить, что физические наказания наносят большой психологический вред ребенку. 

Боязнь смерти и болезни. Обычно к этому возрасту, дети уже сталкиваются со смертью: близкого родственника, животного, знакомого семьи. 

Методы борьбы с детскими страхами 

После того, как вы поймете чего боится ребенок — поговорите с ним про его чувства, эмоции. Ребенок должен знать, что он не один, что его понимают и принимают. 

  1. Рисование. Предложите ребенку нарисовать свой страх. Обычно, дети в угнетенном состоянии используют темные цвета — это нормально. Продумайте с ребенком, как он может победить свой страх на бумаге, попутно проговаривая все его эмоции. 
  2. Сказкотерапия. Сочините вместе с ребенку сказку про его страх и как он с ним борется. В своем рассказе опишите ребенка как главного положительного героя: сильный, смелый и другие качества. Важно, чтобы ребенок их придумывал сам. Позвольте малышу прожить свой страх, придумать выход из него и проговорить вслух свои чувства. Также используйте специальные терапевтические сказки — психологические рассказы и истории о том, как герой победил похожий страх. 
  3. Амулеты и Талисманы. «А если под кроватью чудовище, а я вытащу ногу из-под одеяла, то оно меня утащит» — слышит мама каждый вечер перед сном. Придумайте амулет: нарисуйте, слепите, купите в сувенирном магазине — чем интереснее амулет, тем лучше. «Вот амулет. Давай повесим его над кроватью, и чудовище тебя не увидит и не услышит»‎ — отвечает мама. 
  4. Театр. Этот метод часто используют психологи в детском саду и школе. Проиграйте с ребенком сценку со страхом и как малыш его побеждает. Обязательно похвалите в конце, отметив смелость и доблесть маленького героя. 
  5. Подушечные бои. Эту методику используют в качестве борьбы с агрессией, но со страхами она тоже работает. Пусть ребенок представит, что дерется он с собственным страхом. В конце дайте малышу насладится победой и подарите медаль «За отвагу»‎. 
  6. Домик. Предложите малышу проговорить свой страх вслух и закрыть его в шкатулке, ящике или коробке. Расскажите ребенку, что это волшебная коробка, из которой ему не выбраться. 

Детские страхи основываются не только на фантазии, но и на травмах. Убедитесь, что за пределами семьи — в детском саду, школе — ребенок не находится в стрессовой ситуации. 

Уверенные в себе дети меньше подвержены страхам. Развивайте уверенность в детях — поддерживайте их, хвалите, обращайте внимание даже на самые маленькие их достижения! И конечно, уделяйте внимание развитию внимания, памяти, мышления, расширяйте кругозор малыша. В этом вам поможет развивающая платформа «Разумейкин».

Автор: педагог-психолог Найденова Наталья Викторовна

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).