Дисграфия и дислексия — расстройства, которые проявляются в дошкольном и начальном школьном возрасте. Нужно чётко понимать, что они не связаны с задержкой умственного развития, но накладывают определённый психологический отпечаток на жизнь человека.
Простыми словами, дисграфия — это сложность овладения письменной речью, а дислексия — проблемы с чтением и пониманием прочитанного.
Признаки дисграфии у ребенка:
• Сложность при запоминании написания букв, замена букв при письме, например «ш-щ», «м-л», «и-ш», «д-т», «б-п», «ж-ш».`
• Изменение порядка букв и цифр, слогов или слов, добавление новых букв в слова.
• Зеркальное написание букв, слогов и цифр.
• Слитное написание предлогов и слов в предложениях, при этом приставки могут быть написаны раздельно.
• Корявый, неаккуратный почерк, часто бывает смещение строк при письме.
• Большое количество повторяющихся однотипных ошибок.
• Медленный темп письма.
• При проверке письменной работы ребенок не замечает и не находит свои ошибки.
Признаки дислексии у ребенка:
• Сложно запоминает названия букв, путает их при чтении.
• Допускает ошибки при чтении, чаще всего додумывает окончания слов.
• Испытывает трудности в соединении букв в слоги и слогов в слова.
• Неправильно ставит ударения в словах.
• Не обращает внимание на знаки препинания.
• Имеет медленный темп чтения очень продолжительное время.
• Не понимает прочитанный текст, имеет сложности с пересказом.
Также для таких расстройств могут быть характерны задержка речевого развития, невнимательность, гиперактивность, трудность с концентрацией внимания, низкая работоспособность, сложности при запоминании материала.
Причины возникновения дисграфии и дислексии
Чтение и письмо — это процессы, при которых задействованы разные отделы головного мозга: зрительный, слуховой, речевой, двигательный. Если их взаимодействие нарушается, то возникают расстройства данных и сопутствующих процессов.
Дисграфия и дислексия очень часто проявляются одновременно, так как причины их возникновения одинаковы:
• Различные поражения головного мозга, возникшие в перинатальном периоде, во время родов или в первые месяцы жизни.
• Недоношенность.
• Инфекции, перенесенные плодом во время внутриутробного развития или в раннем детстве, в особенности затрагивающие ЦНС и головной мозг.
• Вредные привычки матери в период вынашивания ребенка, нерациональное или неправильное использование сильнодействующих лекарственных препаратов.
• Двуязычные семьи
• Отсутствие занятий для развития умственной, физической, речевой активности.
• Нестабильная психологическая обстановка в семье.
Диагностика нарушений
Как правило, отчетливо заметны такие типы расстройств становятся именно в 1-2 классе, но если быть более внимательным к ребенку, то можно выявить проблему намного раньше, а следовательно, быстрее начать коррекцию и работу над восстановлением функций.
Для полноценного обследования необходимы психолого-педагогическая и медицинская диагностика. Очень важно при этом изучить все особенности беременности, родов и первых лет жизни ребёнка.
Дополнительно специалисты проводят ряд практических тестов:
• Списывание печатного и рукописного текста.
• Написание предложений после прослушивания.
• Письменное описание картины.
• Деление слов на слоги.
• Разбор предложений и т.д.
После этого подбирается наиболее оптимальная программа для лечения и коррекции нарушений.
Главная задача родителей — как можно раньше выявить возможные трудности у ребенка, желательно еще до поступления в школу, и обратиться к специалистам, которые помогут устранить или минимизировать проявления расстройств.
Подходы к коррекции дислексии и дисграфии могут быть различными, но все они должны осуществляться под контролем специалистов, которые смогут грамотно подобрать сочетание тех или иных упражнений.
В любом случае важно научить ребенка жить с этими особенностями и правильно пользоваться своими возможностями. Многим талантливым личностям эти расстройства не помешали стать успешными. Примеры таких людей: Г.Х. Андерсен, Агата Кристи, Том Круз, Леонардо да Винчи и др.
Советы родителям детей, страдающих дисграфией и дислексией
- Длинные тексты нужно разделять на небольшие части и делать задание поэтапно. При этом короткие строчки читаются и понимаются легче, чем длинные. Аналогично с написанием сложных и длинных слов — их нужно делить на небольшие части, слоги.
- При работе над ошибками не стоит много раз прописывать слово правильно, это не даст положительный эффект. Лучше разбить слово на части и проработать их по-отдельности.
- Не заставляйте переписывать работы по несколько раз из-за большого количества ошибок или некрасивого почерка, это только усугубит проблему.
- При дисграфии устранение ошибок не должно выходить на первый план. Вначале нужно развивать слух, зрение, координацию и взаимосвязь этих процессов.
- Работа должна проводиться поэтапно, например, сначала разбор артикуляции звука, потом сопоставление с буквой, разбор элементов буквы, написание в воздухе, с закрытыми глазами, лепка, письмо в тетради.
- Помните о систематичности работы. Заведите тетрадь и ежедневно отслеживайте, что делали и каких успехов достигли.
- Хвалите ребенка, даже если успех совсем незначительный.
- Обязательно обратитесь к логопеду, психологу или нейропсихологу для консультации.
Дисграфия и дислексия не связаны с умственными способностями человека, но приносят при этом очень много сложностей в его жизнь. Чем раньше выявить эти расстройства, тем эффективнее их можно скорректировать. Будьте внимательны к своему ребенку, старайтесь как можно больше быть вместе с ним, играйте, гуляйте, учитесь. Ведь время, проведённое со своими детьми, бесценно. Укрепляя взаимосвязь со своими малышами с раннего детства, вы не пропустите сложности в развитии.