Как успешно делать домашнее задание

751

«Мне 30 лет и я делаю уроки...»
В 2018 году команда Mail.ru Дети провела опрос среди родителей школьников — нужны ли домашние задания. В опросе участвовали 8000 человек, по их ответам получилась интересная статистика:
70% признались, что делают домашнюю работу вместе с детьми;
33% считают, что дети должны самостоятельно справляться с заданиями на дом;
37% думают, что детям нужна помощь в выполнении домашних заданий и это неплохая практика;
30% говорят, что совместное выполнение «домашки» им в радость;
56% ответили «да» на вопрос «приходилось ли вам делать задание вместо ребенка».
Не так страшно оказаться в этих 56 %, как постоянные ссоры с ребенком и общий стресс от этого.

В ходе другого исследования 40% родителей сказали, что ссорятся с детьми минимум 1 раз в неделю при выполнении домашней работы.

Как выполнять домашнее задание быстро и правильно. 5 золотых правил.

Предлагаем вам 5 правил выполнения домашних заданий, чтобы вы не оказались в печальных 40%.

Правило № 1: Ничего лишнего. Пространство, как и окружение, влияет на нашу продуктивность. Вспомните свое рабочее место. Что будет с рабочими процессами, если захламить стол различными мелочами и работающим на фоне телевизором, приставкой или дисками с компьютерными играми? Ответ, скорее всего, будет неутешительным. Так же и с рабочим пространством школьника. Стол должен вмещать только то, что нужно для учебы здесь и сейчас, без «шумов» — любимых игрушек, фотографий, телефонов, открытых на ноутбуке социальных сетей.  Убираем соблазны.

Правило № 2: Четкий план. Ребенок должен подробно знать об объеме, сроках, порядке выполнения заданий. Планирование повышает эффективность. Воплощение правила простое: сделайте вместе с ребенком наглядное и яркое расписание, которое всегда будет перед глазами. Это поможет лучше концентрироваться на задачах, ведь четко видно, где начало, а где конец, что нужно обязательно сделать сегодня, а что можно оставить на завтра. 

Правило № 3: Оценивайте объем работы. Научите ребенка оценивать объем домашнего задания, рассчитывать свои силы. Смотрите на темперамент ребенка, пробуйте выполнять домашнее задание от простого к сложному или от сложного к простому — как будет удобно ребенку. Сложные задачи разбивайте на части, хвалите ребенка за успехи и самостоятельность.

Правило № 4: Отдых. Это важное правило, о котором часто забывают родители, и не знают дети. Делаем перерыв в работе каждые 40 минут и гимнастику для глаз каждые 10-15 минут. В перерывах главным правилом является короткая смена деятельности, но без гаджетов: игра, книжка, разговор. Перерыв не должен превышать 15 минут. Чтобы не упустить время, пользуйтесь таймером. Эта практика заимствована из тайм-менеджмента, она помогает сосредоточиться на процессе, избегать откладывания важных дел на потом. Более подробно этот метод описан в книге «Думай как математик» Б.Оакли.

Правило № 5: Я помогу. Приучать ребенка к самостоятельности — не значит бросить его одного и ругать, если дела плохи. Важно соблюдать золотую середину: не выполнять задания за ребенка, но и не оставлять его один на один с проблемами. Объясняйте суть задания (особенно важно для учеников начальных классов), что и в какой последовательности делать. Давайте ребенку время и пространство для выполнения, а затем проверяйте. Если что-то пошло не так — вместе с ребенком ищите пробел в знаниях, ошибку и исправляйте ее.

Что еще стоит учесть?

Не всегда успех зависит оттого, насколько родитель спокоен, а ребенок талантлив. У каждого человека свои особенности: темперамент, различия в суточном ритме (жаворонки и совы), эмоциональная нагрузка. Опирайтесь на чувства ребенка и его ритм жизни, прежде чем усаживать за домашнее задание сразу после школы. Например, мама-холерик может все время подгонять ребенка-флегматика, потому что ей кажется, что все легко и быстро. Но флегматику требуется чуть больше времени, чтобы работать в привычном ему ритме. Такие различия обязательно нужно учитывать.
Во 2 классе у детей появляется оценивание знаний по 5 бальной шкале. Не все дети легко с этим справляются. Поэтому следите за настроением ребенка. Похвалите, когда малыш подавлен, поддержите, если расстроен, и всегда уточняйте, как его дела — это важные обязанности родителей школьников.

Также о том, как правильно делать домашнее задание мы писали в статьях:

Как правильно делать уроки — рассказывает об этапах выполнения домашнего задания и о планировании: что за чем делать.

Учимся делать уроки — о правилах заучивания (если нужно что-то учить наизусть), об ответственности за выполнение и о поощрении.

 

Помните, что оценки — не самое важное на свете. Сохраняйте самообладание, и берегите отношения со своими детьми!

А наши онлайн занятия помогут ребенку разобраться с наиболее важными и сложными темами школьной программы. 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).