Головоломка — задача, которую нужно решить при помощи сообразительности, а не специальных знаний. Головоломка не заменяет знания, но прокладывает своеобразный мостик для более простой доставки знаний, облегчая путь.
В чем польза головоломок?
Если для взрослых людей, разгадывать головоломку — это способ отвлечься от рутины, или найти нестандартный выход из проблемной ситуации, то для детей это обязательная нейрогимнастика — зарядка для мозга. Дети, в силу возраста, не способны надолго удерживать свое внимание на решении задач: они легко отвлекаются, теряют интерес и тягу к обучению. По этим причинам игра остается лучшим способом образования детей.
Головоломки тренируют мозг:
• Работают над развитием мелкой моторики, а значит развивают речь.
• Развивают пространственное мышление, а значит ребенок будет легче постигать счет, решать математические задачи и тд.
• Развивают логику, внимание и память, а значит ребенку будет проще адаптироваться к школе и усваивать большой объем информации в сжатые сроки.
Важно подбирать головоломки по возрасту ребенка, иначе малыш легко потеряет к ним интерес.
Какие бывают головоломки?
Ребусы, пазлы, сканворды, шарады, загадки, кроссворды, кубик Рубика — все это относится к головоломкам. По сути, головоломки можно разделить на 4 подвида:
1. С предметами — головоломки собранные из того, что под рукой. Например, задачи со спичками.
2. К механическим головоломкам относятся пазлы, кубик Рубика, игра змейка, танграм и все его разновидности.
3. Печатные головоломки — ребусы, сканворды, кроссворды, лабиринты, судоку и тд. Это головоломки, которые находятся на бумаге и чтобы ее решить, нужно произвести действия на бумаге (написать слова, нарисовать линию и тд).
4. Устные — самый распространенный тип головоломок: загадки, шарады, словесные игры.
Головоломки по возрастам
1. Головоломки для детей от 2 до 4 лет.
В 2 года ребенка сложно надолго увлечь игрой, занятия не должны превышать 15 минут, их обязательно заканчивать на хорошей ноте.
• Мозаика — цветная мозаика отличный вариант для развития мелкой моторики, а так же решения элементарных головоломок. Например, выложите ряд из мозаики с определенной закономерностью (2 зеленых фигурки, 3 красных, одна желтая — повторяем ряд). Предложите ребенку угадать закономерность, и повторить рисунок. Для взрослого это кажется легкой задачей, но 2-4 летнему малышу это может быть не просто.
• Танграм — собрать или повторить фигуру по схеме.
• Деревянные или другие крупные пазлы — так же один из вариантов головоломок, подходящих по возрасту.
2. Головоломки для детей от 5 до 6 лет.
В этом возрасте дети учатся сравнивать, анализировать, а так же они становятся более усидчивыми.
• Пазлы — стоит вводить более сложные пазлы, от 50 до 200 элементов.
• Графические лабиринты, ребусы, судоку, игры в слова — все, подходящее возрасту.
• Падающая башня или Дженга — эти игры развивают не только моторику, но и пространственное мышление.
3. Головоломки для детей от 7 до 8 лет.
В этом возрасте происходит скачок развития когнитивных возможностей, поэтому учителя советуют вводить такие игры, как:
• Головоломки со спичками, как на картинке выше.
• Кубик Рубика.
• Загадки и кроссворды по возрасту.
• Пазлы до 2000 элементов.
Все эти игры на развитие логики, пространственного мышления, внимания, памяти и усидчивости.
4. Головоломки для детей от 9 до 10 лет.
• Математические загадки — отлично подходят для юных школьников, у них уже достаточно развито пространственное и абстрактное мышление.
• Металлические головоломки, математические ребусы и сложные задачки со спичками.
Головоломки формируют новые нейронные связи, учат видеть не самые очевидные решения проблемы. Головоломки полезны не только детям, но и взрослым.
Тренируйте мозг! И присоединяйтесь к нашим онлайн-занятиям, которые также в игровой форме развивают внимание, память, мышление!