Готов ли ребенок к школе?

Традиционно выделяют физическую (физиологическую), психологическую и социальную готовность ребенка к обучению в школе. Поговорим более подробно о физическом развитии ребенка, поступающего в первый класс. Оценку физиологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе проводят медики по следующим критериям:

Уровень физического развития.

Уровень биологического развития.

Состояние здоровья.

При оценке физического развития анализируют три показателя: длину тела,  его массу и окружность грудной клетки. К концу седьмого года жизни ребенка эти показатели в среднем достигают следующих значений: рост – 121,5 см; масса тела – 22,7 кг; окружность грудной клетки - 60 см. 

В качестве критериев биологического возраста служит количество постоянных зубов, а также соотношение окружности головы и длины тела. К семи годам у ребенка должно прорезаться не менее 6-ти постоянных зубов (норма 6-10 для мальчиков и 6-11 для девочек). Отношение окружности головы к длине тела у мальчиков должно находиться в пределах 44,7-41,3, у девочек составлять 43,9. Чтобы оценить биологическую зрелость будущего первоклассника, вы можете попросить ребенка дотянуться рукой до противоположного уха через голову. Если ребенок не достает до уха, его организм, скорее всего, еще не созрел для того, чтобы успешно справляться со школьными нагрузками.

Чтобы узнать, как развита общая и мелкая моторика вашего ребенка, можете выполнить с ним Пробы моторной одаренности Озерецкого. Эти задания доступны детям, начиная с пятилетнего возраста. 

Проба 1. Постоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Ребенок при этом ни разу не должен коснуться пятками пола.

Проба 2. Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5 см х 5 см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки – 15 секунд, а для левой – 20. 

Проба 3. Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой, сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Ребенок при этом не должен касаться пола второй ногой, размахивать руками, отклоняться от линии больше, чем на полметра. 

Проба 4. Намотать нитку длиной 2 м на катушку. Один конец ее закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. 

Проба 5. Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам – справа и слева — от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом ряду). Действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. 

Проба 6. Оскалить зубы: «Покажи заборчик из зубок». Ребенок не должен делать дополнительные мимические движения (морщить лоб или нос, двигать бровями, надувать щеки или высовывать язык и т.д.) 

Данные пробы можно выполнять не только как тестовые, но и как тренировочные упражнения.

Многочисленные исследования физиологов говорят, что, с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка в 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению, а с другой, очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье. 

Принимая решение о начале школьного обучения важно учитывать, что все дети развиваются по-разному. Фактический возраст далеко не всегда соответствует биологическому. Особенно ответственно надо подойти к вопросу о начале школьного обучения, если у ребенка отмечается (отмечалось ранее) наличие функциональных или минимальных органических нарушений центральной нервной системы (задержки развития, минимальные мозговые дисфункции, общее недоразвитие речи, неврозы и т.д.) В данном случае обязательно необходимо проконсультироваться со специалистами (педагогом, психологом, логопедом), чтобы обучение ребенка стало не тяжкой обязанностью, а интересным, приносящим удовлетворение этапом жизни.