Игра в развитии дошкольника

Дошкольники играют в сюжетно-ролевую игруИгра — не только естественное состояние для ребёнка-дошкольника, но и главная движущая сила его развития. Однако многие родители недооценивают значение игры для развития ребёнка, считая более полезными занятия в различных студиях, ранее обучение и т. п. А ведь именно в игре происходит интенсивное развитие всех сфер психической жизни: коммуникативной, познавательной, эмоционально-личностной. В игре развивается воображение, формируется способность к управлению своим поведением, совершенствуются движения. Особенно это касается сюжетно-ролевой игры, зачатки которой появляются у малыша уже в три-четыре года. Понаблюдайте, насколько принятие роли меняет поведение ребёнка: шумный, подвижный малыш терпеливо и тихо сидит в засаде, потому что он разведчик; робкая девочка в роли воспитательницы становится строгой и уверенной в себе. В игре дети усваивают социальные нормы, учатся управлять собой без принуждения, потому что правила заданы самой ролью, которой ребёнок стремится соответствовать. Игра всегда эмоционально-насыщенна, побуждает ребёнка к монологам и диалогам, стимулируя речевое развитие.

К сожалению, об обеднении игровой деятельности современных детей пишут многие психологи. Игры дошкольников становятся стереотипными, их сюжеты и содержание все менее разнообразны и разработаны, как следствие, сокращается время игры по одному сюжету и увлеченность игровой деятельностью. Навряд ли современный дошкольник будет, как герой рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», стоять на часах в опустевшем парке.

Обеднение игры связано со многими факторами. Но то, что этому процессу способствует экранная зависимость современных детей, не вызывает сомнений. Готовые образы, мелькание ярких картинок быстро приучают детский мозг получать удовольствие с минимумом затрат. Другое дело игра. Чтобы она стала интересной, надо приложить усилия, проявить фантазию, творчество, умение договариваться с партнёрами и многое другое. Ситуация усугубляется и экранной зависимостью родителей. Картина, на которой каждый член семьи занят своим гаджетом, к сожалению, сейчас очень типична. Родители, не имея опыта полноценной игры в своем детстве, не учат играть и своих детей. Но попытаться все-таки стоит.

Вот ребёнок трех-четырех лет играет машинкой: возит её по ковру, имитирует шум мотора… Включитесь в его игру, спросите, кто он, шофер или пассажир? Куда направляется? Предложите ему варианты развития сюжета: возить кирпичи для постройки дома, доставить продукты в магазин. Варианты могут быть самыми разными. А потом возьмите брусок и возите его по полу, как машинку. Постепенно ваш ребёнок научится использовать в игре предметы-заместители (палочку вместо ложки, кубик вместо утюга и т. п.), и его игровая деятельность перейдет на качественно новый уровень. По мере развития игры все больше игровых действий будет происходить в уме, что предвосхищает формирование внутреннего плана действий в начальной школе.

Сюжеты игр дети берут из общественной жизни взрослых. То, что ребёнок хочет делать, подражая взрослым, но не может в силу возраста, он с успехом делает в игре. Но за последние пятьдесят лет мир сильно изменился, в частности, появилось много новых профессий. Расскажите ребёнку о своей профессии на доступном уровне, если есть возможность, сводите его к себе на работу. И вы увидите, что он начнет отображать полученную информацию в своих играх.

Играйте вместе с ребёнком хотя бы немного, включайте в игры сюжеты из прочитанных сказок, фильмов, экскурсий. Все это обогатит содержание игр вашего ребёнка, расширит кругозор, поможет ему вырасти активной, творческой личностью.

 

Автор: Психолог-консультант проекта "Разумейкин" Найденова Наталья

Онлайн занятия для детей:
Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!