Развитие мышления детей 9-10 лет

2202

В современном мире, насыщенном информацией и быстро меняющимися требованиями, развитие мышления становится ключевым навыком для успешной жизни. Младшие школьники, находящиеся на стадии активного умственного развития, могут значительно улучшить свои когнитивные способности через специальные игры и упражнения. Для помощи в этом процессе им стоит предлагать разнообразные и интересные задания, основываясь на возрастных особенностях.

Особенности развития мышления детей 9-10 лет 

Мышление у детей 9-10 лет активного развивается, появляются новые навыки и умения, которые стоит учитывать при выборе заданий:

  • Абстрактное мышление: дети начинают понимать абстрактные понятия, такие как время, причина и следствие.
  • Логическое мышление: улучшаются навыки решения задач и анализа информации.
  • Пространственное мышление: ребенок осваивает различные способы пространственных преобразований объектов.
  • Креативность: возникает интерес к исследованию, творчеству и поиску нестандартных решений.

Игры и упражнения для развития мышления младших школьников

Раздели на части

Описание: ведущий называет предмет, задача игрока рассказать из чего он состоит, при этом назвав максимальное количество его частей. Если игроков много, то можно отвечать по очереди. Проигрывает тот, кто не смог придумать следующую составляющую.

Например: поезд — вагоны, колеса, локомотив, двери и т.д. Кроме этого можно загадывать не только осязаемые предметы, но и действия или абстрактные понятия, тогда игра будет сложнее и интереснее. Это упражнение помогает развивать мышление и расширять кругозор, а также учит видеть взаимосвязи, обращать внимание на детали.

Несовместимость

Описание: такое упражнение предлагается для тестирования радиоведущих, но оно отлично подойдет и детям для развития быстроты мышления и креативности. Ребенку даются две карточки с совершенно несовместимыми на первый взгляд предметами. Задача — найти, что у них может быть общего.

Например: сапоги и луна.
Варианты ответа: 
•    На сапоге нарисована луна.
•    Игрушечная Луна упала и ударилась о сапог.
•    Кошка по имени Луна залезла в сапог.

Такая игра подойдет для большой компании, а чтобы она стала интереснее, можно доставать из мешочка карточки с картинками наугад.

Математические соревнования

Описание: математика — один из лучших способов развивать логическое мышление. Составьте игровую карту по типу «ходилки», где под номерами спрятаны различные задания.  Кто из игроков первый преодолеет весь путь от начало до конца, тот и выигрывает. При этом решать задачи могут все. Участник, первый назвавший верный ответ, может двигаться по игровому полю вперед. 

Варианты задач:
•    Три подружки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. На каком этаже живет каждая девочка, если Нина живет выше Ани, а Катя ниже Нины, но у нее не третий этаж?
•    Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли яблоневые деревья. На всех яблоневых деревьях, кроме двух растут яблоки. Яблоки со всех плодоносящих деревьев, кроме одного невкусные. На скольких яблоневых деревьях вкусные яблоки?
•    Сюда же можно включить игры на перекладывание спичек.

Правда или ложь

Описание: интересная игра на умение анализировать данные и определять их истинность. Ребенку предлагается рисунок. Он должен ответить на определенные вопросы правда или ложь используя данное изображение.
Можно устроить конкурс между детьми — тот, кто сможет определить все ложные высказывания выигрывает. 

Например, на картинке изображены животные: лев, слон, кит, кошка, попугай.
Высказывания:
•    На картинке есть животное которое питается растительностью. 
•    Не все животные умеют лазить по деревьям. 
•    На картинке нет животного, который бы не умел летать.

Сочинялки

В эту игру интереснее играть с группой детей, но можно и взрослому с ребенком, по очереди называя слова и предложения. 
Описание: дети садятся в круг и каждый называет по одному или два слова. Эти слова записываются и на карточках и раздаются детям в хаотичном порядке. Задача — придумать рассказ, чтобы в нем обязательно были все эти слова. Начинает первый игрок, следующий придумывает продолжение рассказа, добавляя одно предложение и так далее.
Для усложнения можно установить правила: использовать 2 слова сразу в 1 предложении, составлять по 2 предложения или повторять сказанное предыдущим участником.

Например, слова: слон, Маша, школа, зоопарк.
Слон гулял по городу. Маша встретила его утром около своего дома. Они вместе отправились в школу. Но свернули не на ту дорогу и попали в зоопарк.

Шифровщик

Описание: детям дается готовый код с помощью которого они должны разгадать слово или целое предложение. Для того чтобы сделать игру еще интереснее, стоит предложить участникам самим составить свой закодированный алфавит и записать на нем несколько фраз. Затем поменяться листочками и расшифровать данные. Игра очень увлекает, а главное дает возможность развивать смекалку, умение анализировать и сопоставлять данные. 

Прогноз наоборот

Описание: детям предлагается какое-то событие, которое уже произошло. Задача — придумать и описать в подробностях, что могло быть до этого момента. Самым простым вариантом этой игры может быть воспроизведение сказки с конца. Например, взрослый говорит: «Вот и вытянули репку!». Ребенок должен восстановить события начиная с конца и двигаясь к началу сказки. Если участников много, то каждый произносит по одной фразе. Для более сложного варианта можно использовать следующие предложения: 
•    В магазин завезли свежий хлеб.
•    Все дорожки были залиты большими лужами и засыпаны желтыми листьями. 
•    И все же Ваня опоздал в школу, но когда он пришёл в класс, все бегали и громко смеялись.

Словесные головоломки

Существует множество игр с буквами, словами и фразами, которые не только расширяют словарный запас, но и стимулируют развитие мыслительной деятельности. Такие упражнения не требуют особого оборудования, кроме листа бумаги и ручки. Иногда можно обойтись и без этого, а играть на прогулке, в дороге или стоя в длинной очереди.
•  «Инструкция». Дайте ребенку задание придумать четкую инструкцию к простым ситуациям: собрать портфель, как быстро приготовить салат, как помыть кота.
•  «Задом наперед». Во время прогулки читайте надписи на магазинах и кафе задом наперед, можно предложить прочитать так целые фразы или тексты.
•  «Анаграммы» — перестановка букв в слове для образования новых слов. Можно предложить забавные фразы, где перепутаны буквы в словах: «карета» была успешно запущена на орбиту, «шнурок» парил в небе в поисках добычи, «плюшка» спокойно плыла по морской глади.
• «Ребусы». Их можно не только разгадывать, но и предлагать составлять самим. Примеры интересных ребусов представлены на сайте rebuskids.ru


Игры и упражнения, представленные выше, помогут детям развивать и улучшать навыки абстрактного и логического мышления, а также стимулировать креативность и умение работать в команде. Важно поддерживать интерес ребенка к учебе и развитию, предлагая для этого разнообразные и увлекательные инструменты.
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также