Развитие внимания у детей в возрасте 9-10 лет является важной задачей, так как дети активно учатся и осваивают новые знания, а развитие внимания становится неотъемлемой частью их образования.
Основные направления, которые следует тренировать в этом возрасте, это переключаемость между занятиями, сосредоточенность на нескольких делах сразу, увеличение концентрации и избирательности внимания, а также его устойчивости.
"Слово из слова"
Описание: дайте ребенку слово, например, "обучение", и попросите его составить как можно больше слов, используя данные буквы. Для усложнения, установите ограниченное время для выполнения задания.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
"Логические ряды"
Описание: предложите ребенку продолжить начатый ряд чисел или предметов, соблюдая определенную логику. Например, 11, 2, 22, 4, __ (44), или карета, двуколка, дилижанс, __ (повозка).
Оборудование: не требуется.
"Веселые числа"
Описание:
Вариант 1: на листе напишите цепочку из чисел 1-30 по порядку. Попросите ребенка произнести числа с определенным шагом, например, только четные или только числа, кратные трем, перемещаясь по цепочке взглядом или пальцем.
Вариант 2: подготовьте таблицу с числами от 1-30 и больше в разном порядке и написанных разными шрифтами. Взрослый называет любое из имеющихся чисел, а ребёнок должен максимально быстро найти это число и показать или просчитать в прямом и обратном порядке.
Оборудование: лист бумаги с записанными на нем числами, например:
"Рисуем без отрыва карандаша"
Описание: дайте ребенку лист бумаги и попросите его нарисовать картинку, не отрывая карандаша от листа. Цель задания - нарисовать изображение одним непрерывным движением. При этом малыш непроизвольно будет внимательно следить за кончиком грифеля. Для усложнения, можно заранее подготовить карточки с надписями. Ребёнок наугад выбирает карточку и пытается безотрывно нарисовать загаданный предмет, а взрослый должен угадать.
Оборудование: пустой лист бумаги, карандаш, карточки с надписями, например: стол, роза, дом, кошка и т. п.
"Поиск сокровища"
Описание: детям предлагается искать спрятанные предметы в заранее определенной области или комнате. Перед этим им дается подробное описание этого предмета. Чтобы усложнить игру, можно ограничить время на поиски или делиться на команды и играть на скорость.
Оборудование: предметы, спрятанные в определённом месте, листок с описанием.
"Самый ловкий"
Описание: игра подойдет для группы детей. Они должны распознавать и повторять последовательность движений или звуков. Например, ведущий встает на одну ногу, разведя руки в стороны, затем издает птичий крик, после делает ласточку, приседает на корточки и, выпрыгивая из этого положения, произносит "Ура". Остальные участники должны оставаться внимательными и повторить все без ошибок. Затем выбирается тот, у кого получилось лучше всех, он становится новым ведущим.
Оборудование: Нет.
"Шарики"
Описание: в игре могут принимать участие более 2 игроков. Дети садятся в круг и передают друг другу шарики разных цветов в определенном порядке без ошибок. В начале игры у каждого игрока есть шарики 2 различных цветов. Ведущий выбирает карточку, на которой указана последовательность цветов. Участник у которого есть первый, например, жёлтый мяч, должен перекатить его тому, у кого есть второй цвет, например, красный, и так далее.
Оборудование: шарики разных цветов, карточки с разноцветными кружками.
"Мимика"
Описание: игра подходит как для двоих, так и для большого количества участников. Дети садятся в ряд или круг. Задача — имитировать различные выражения лиц других участников по порядку. Дети должны быть внимательными к малейшим мимическим нюансам. Кто не справился с заданием выбывает.
Оборудование: Нет.
"Займи свое место"
Описание: для игры нужно более 5 человек. Дети должны стоять в кругу и при определенном сигнале меняться местами с другими участниками. После другого условного сигнала ведущего, все должны вернуться на свои первоначальные места. Участники должны быть внимательными, запомнить не только первоначальное положение, но и верно услышать звуковые сигналы. Для определения места можно использовать обручи, подушки и др.
Оборудование: можно без дополнительных материалов.
"Экскурсовод"
Описание:
Вариант 1: ребенок представляет, что он сдаёт экзамен, чтобы стать экскурсоводом. Для этого ему показывают картинку с большим количеством деталей на протяжении 2 мин. Затем ее убирают. Задача ребенка — максимально точно ее описать. Для облегчения задания, можно предложить список предметов или действий, а ребенок должен выбрать то, что было на картинке.
Вариант 2: попросите ребенка вспомнить вчерашний день и максимально точно его описать, со всеми деталями и подробностями: какой был завтрак, как шли уроки в школе, что он ел на обед и т.д. Чем больше деталей ребенок вспомнит, тем лучше.
Оборудование:
Вариант 1: картинки с большим количеством деталей (пример ниже).
Вариант 2: без материалов.
"Корректор"
Описание: взрослый объясняет, что ребенка приняли на работу корректором, то есть человеком, который вносит правки в тексты. Задача малыша найти и вычеркнуть на любой одной странице или в статье все обозначенные взрослым буквы. Например, буквы "р" и "ц".
Оборудование: любые распечатанные тексты, можно использовать газеты и журналы, карандаш.
"Табу"
Описание: нужно 2 и более участника. Дети выбирают наугад карточку с изображением или словом, которое они должны объяснить другому. При этом даётся задание, не употреблять однокоренных слов и слов с определенными буквами, например, "т" и "ж". Если игрок произносит слово с запретной буквой, то всего говорят "Табу!". Такое упражнение помогает лучше концентрироваться на произносимой речи, подбирать верные слова. Для усложнения, можно играть на другом, изучаемом языке, например, английском. Это поможет освоить новую лексику.
Оборудование: карточки со словами или картинками.
"Ассоциации"
Описание: взрослый называет два слова. Задача ребенка — соединить их в цепочку, составив ассоциативный ряд. Например: ведущий говорит: "булка" и "комбайн". Ребёнок отвечает: "комбайн - поле - мельница - пекарня - булка". Можно добавлять разные условия игры: использовать только существительные или иностранные слова.
Оборудование: не требуется.
"Найти слово"
Описание:
На листе бумаги нарисована таблица, в ячейки которой вписаны в произвольном порядке буквы. Задача ребенка найти как можно больше слов, которые можно составить по горизонтали или вертикали.
Оборудование:
Карандаш, лист бумаги с таблицей букв, например:
"Найди пару"
Описание: на столе раскладываются парные карточки в произвольном порядке, картинкой вниз. Задача ребёнка, открывая по 2 карточки, найди пару. Чем сложнее рисунок на картинках, тем интереснее игра.
Оборудование: 24 и более парных карточек.
Игры, упражнения и задания, представленные в данной статье, позволят улучшить переключаемость и концентрацию внимания, память, а также логическое мышление. При использовании этих методик в игровой форме возможно добиться успеха в развитии ребенка и помочь ему стать еще более внимательным и активным учеником. Подобные, а также много других заданий онлайн вы можете найти на сайте «Разумейкин» в разделе Развитие для 9-10 лет — задания в каждой теме сгруппированы по сложности, а форма онлайн-игры с призами и наградами очень нравится современным детям. Попробуйте!