Одни родители начинают обучать детей чтению уже в 2 года. Другие знакомят малышей с буквами к 6 годам. Третьи и вовсе не торопятся и оставляют эту задачу учителю начальных классов. Все они по-своему правы. Каждый ребенок индивидуален, нет никаких определенных возрастных ограничений в этом вопросе. Разве только среднестатистические показатели: большинство детей благополучно осваивают чтение в 5-6 лет.
Важным моментом в этом вопросе являются также особенности школьной программы: если ребенок, поступая в школу, уже имеет некоторые навыки чтения, ему будет гораздо проще осваивать программу первого класса по всем предметам. Поэтому желательно начинать учить буквы и складывать слоги в старшем дошкольном возрасте.
Самое важное в обучении чтению — это готовность ребенка обучаться этому навыку. Как можно понять, что малыш уже готов, что ему это интересно и понравится?
Есть несколько критериев для определения готовности ребенка к чтению:
- правильная, связная, понятная речь;
- умение выстраивать целостные, завершенные фразы и предложения;
- свободное произношение различных звуков, способность отличить созвучное в слогах и словах;
- умение отличить такие понятия как “право” и “лево”, “верх” и “низ”.
Одним из главных критериев является живой интерес ребенка к буквам, словам, книгам. Как только родители заметили, что малышу нравится водить пальчиком по строчкам, листать странички, слушать и смотреть как читают другие — необходимо этот интерес поощрять и развивать. В противном случае он довольно скоро исчезнет и позже ребенка придется буквально заставлять читать. Чтобы любовь к чтению сформировалась и закрепилась на долгие годы, обучать этому важно именно через заинтересованность и любопытство. Заставить научиться, а уж тем более полюбить читать невозможно, как невозможно заставить восхищаться закатом, слушать классическую музыку или играть в шахматы.
Не стоит торопиться развивать ребенка, если он совсем еще не готов. У каждого свой уникальный темп развития, нет ни единой рациональной причины сравнивать с другими, волноваться и пытаться ускорить этот темп.
Начиная учиться читать, чаще всего ребенок сталкивается со следующими трудностями:
- ошибки при заучивании букв (когда родители или электронные буквари озвучивают букву как “дэ” вместо “д”, например);
- непонимание принципа соединения букв в слоги при чтении;
- при чтении длинных слов начало забывается.
Как научить ребенка читать в домашних условиях так, чтобы это доставляло удовольствие?
- Разбираться со всем, что ребенку непонятно. Объяснять, рассказывать, показывать, снова тренироваться. Без понимания развивается только механическое чтение. Осознанно и с интересом человек способен читать только то, что понимает.
- Двигаться от простого к сложному. Не переходить к чтению длинных слов, пока ребенок не начнет уверенно читать слоги из 2-3 букв.
- Учить читать преимущественно в игровой форме, без принуждения. В начале обучения следует отводить на это не более 15 минут в день.
- Обязательное чтение книг со взрослыми. Лучшее время для этого — перед сном. Важно, чтобы ребенок выбирал книгу сам, на свой вкус.
- Можно тренировать навыки чтения с помощью гаджета. В виртуальном пространстве есть различные игры, помогающие практиковаться в чтении, а также разнообразные развивающие занятия и упражнения в игровой форме. Запомнить буквы, эффективно и быстро научиться читать помогут онлайн-занятия на сайте “Разумейкин”.
- Похвалы должно быть больше, чем исправлений и критики. Наберитесь терпения и помните: ребенок очень старается, ему нужна поддержка.
- Мотивировать на обучение примерами из повседневной жизни. Просите ребенка читать названия улиц или магазинов, демонстрируйте важность чтения дома и на улице.
Изучать буквы и слоги через игровую деятельность — наиболее интересный и эффективный способ обучения. Магнитные буквы, буквы из пластилина или картона, рисование и раскрашивание букв и слов — все это поможет быстрее и веселее освоить чтение. Кроме того, здесь очень полезными будут всевозможные вербальные игры:
- по пути в сад или школу называть слова на ту букву, которую ребенок изучает;
- переворачивать слова наоборот (но-он, то-от и т.д.);
- "переводить" со звериных языков, добавляя окончания новых слов (с вороньего — “кар”-ман, “кар”-тофель, с козьего — “ме”-шок, “ме”-даль и т.д.).
Автор: Педагог-психолог Антонина Валевич