Как научиться писать сочинения и изложения

1798

В школьной программе достаточно мало времени посвящено написанию изложений и сочинений. А ведь именно эти навыки столь необходимы не только в школе, институте или при сдаче экзаменов, но и любому взрослому человеку. Умение выражать свои мысли письменно часто требуется на работе при написании заявлений, при подготовке презентаций новых проектов, в повседневной жизни при отправке писем, электронных сообщений и т.д. Кроме этого сочинения и изложения развивают логическое мышление,  умение работать с текстом, выделять главное, анализировать и рассуждать, формулировать свои мысли, что является неотъемлемыми качествами успешного человека. 
Научиться писать сочинения и изложения можно в любом возрасте, но стоит начать тренировку как можно раньше. Родители — одни из главных помощников в этом вопросе, которые могут способствовать достижению наиболее успешных результатов.

 Учимся писать изложение

Изложение — это письменный пересказ текста. Дети начинают знакомиться с ним уже в третьем классе, а иногда и раньше. Учитель рассказывает, как правильно писать изложение, с чего следует начинать и каких ошибок стоит избегать. Но времени на уроке не всегда хватает на то, чтобы все эти этапы прочно закрепились в головах учеников. Поэтому следует дополнительно тренироваться дома, четко соблюдая методические рекомендации.

Особенности методики проведения изложений в школе:

Начальные классы:

  • Чаще всего задействовано 2 урока.
  • Текст читается 3 раза.
  • Совместное составление плана и выделение опорных слов.
  • Пересказ текста учениками.
  • У детей есть текст перед глазами, с которым они работают. Во время написания источник убирается. 
  • Орфографически сложные слова выписываются на доску.

Средняя школа:

  • Чтение 2 раза.
  • Иногда в учебнике есть текст для ознакомления с ним учеников перед работой.  
  • План и опорные слова дети выписывают сами.
  • Рекомендовано работать с черновиком.
  • Работа рассчитана на 1 урок.

Как правильно писать изложение

1.    Внимательно послушать первичное чтение, постараться выделить смысловые части, в соответствии с этим составить план.
 Важно: вся работа ведётся на черновике, при составлении плана оставлять между пунктами по 2-3 строки для опорных слов.

2.     При чтении текста второй раз выписать самые важные опорные слова. Это могут быть названия, имена, места, сложные или основополагающие слова и фразы. 
Важно: не писать много, так как можно прослушать часть текста во время конспектирования и пропустить важную информацию. 

3.    Написать изложение на черновике, прочитать несколько раз. Если есть возможность, то проговорить шёпотом, чтобы послушать, как звучат предложения, нет ли смысловых ошибок. Проверить орфографию и пунктуацию. 
Важно: если не уверен в написании слова или фразы, изменить предложение: сократить, поменять конструкцию предложения, разбить на более короткие, заменить сложные слова синонимами и т.д..

4.    Переписать в чистовик.
Важно: минимизировать число исправлений, так как они могут снизить общий балл работы.

Советы:

•    Развивайте память ребёнка, учите с ним наизусть прозу и стихи.
•    Для тренировки подбирайте небольшие тексты, понятные для детей.
•    Чаще читайте книги, старайтесь обсуждать их с ребенком, делите произведения на смысловые части, придумывайте им заголовки, просите пересказать содержание текста.
•    Запишите несколько главных, опорных слов из любого хорошо знакомого ребенку произведения или сказки. Попросите отгадать произведение и объяснить выбор. Более сложный вариант игры, когда ребенок подбирает ключевые слова и загадывает произведение.
•    Игра "Скажи иначе". Подготовьте карточки с предложениями. Пусть ребенок достает эти карточки и попытается изменить текст, но чтобы смысл остался прежним. Например, "Завтра я пойду в школу" = "Утром мне предстоит отправиться на учебу". Начать можно с замены одного слова в предложении, постепенно увеличивая их количество.
•    Игра "Синонимы-антонимы". Взрослый называет слово, а ребенок должен подобрать синонимы или антоним. 

Как писать сочинения

Сочинение считается более сложным видом письменной работы, так как нет опорного текста, и ученик должен сам раскрыть предложенную тему. 
Небольшие устные сочинения дети умеют составлять уже в дошкольном возрасте. В школе же с этим видом работы дети знакомятся во втором классе как с отдельным творческим заданием. Сначала это сочинения на свободную тему, после переходят по картинам, и к концу начальных классов в качестве тем выступают литературные произведения. 

Учимся писать сочинение

•    Когда тема известна, нужно определить основную мысль (идею) сочинения. Стоит четко разделять эти два понятия. Мысль — это то, зачем пишется текст, что хочет донести автор до слушателя. Например, тема: «Русские народные сказки»,  идея: рассказать о положительных героях сказок или отрицательных, подробно разобрать историю возникновения одной конкретной сказки, провести сравнительный анализ сказок, проследить за одним и тем же персонажем в разных сказках (лиса, волк, Баба Яга) и другое.
Важно: чем интереснее и понятнее тема сочинения для ребёнка, тем лучше будет результат. 

•    Составляем план. Он необходим, чтобы понимать, о чем писать и не отклоняться от поставленной темы, а также спланировать объем и структуру текста.
Важно: Рекомендовано выделять 3-4 части. Первая — вводная, где ставится проблема, обозначается тема сочинения. Вторая — основная, здесь приводятся доказательства, раскрывается основная суть или проблема. Заключительная — это выводы и личное отношение к обозначенной теме. 

•    Проверяем написанное на орфографические и пунктуационные ошибки. Переносим на чистовик, если ранее применялся для работы черновик.
Важно: приучайте использовать черновики, так как сочинение требует обязательной «шлифовки» и внесения поправок и исправлений. Требуйте читать написанное минимум 2 раза. После внесения исправлений ещё раз перепроверять. Этот позволит улучшить качество работы и избежать двусмысленности фраз и речевых ошибок.

Советы:

•    Читайте с детьми книги, ежедневно старайтесь уделять этому от 30 минут и больше. Не забывайте, что родители самый яркий для этого пример. Обсуждайте с ребёнком прочитанное, устраивайте дискуссии.
•    Расширяйте кругозор ребенка, учите мыслить, ведь без понимания мира и его устройства очень сложно оперировать непонятными терминами и тем более творчески выражать свои мысли на бумаге.
•    Не стоит зацикливаться на структуре сочинения, но следует учить ее придерживаться. Если ребенок только учится излагать свои мысли, не ограничивайте полет фантазии жесткими рамками. Мягко и ненавязчиво корректируйте ребёнка, советуя ему, как улучшить текст, но решение всегда оставляйте за ним.
•    Выберите тему сочинения вместе с ребёнком. Попросите его подобрать по этой теме подходящие слова. Запишите их в три столбика: существительные, прилагательные и глаголы. Пусть малыш придумает как можно больше слов, тогда текст будет более красочным и интересным.
•    Учите находить орфографические и речевые ошибки в текстах и предложениях. Как правило, дети очень любят такого рода задания и выполняют их с удовольствием.
•    Игра «Фантазёр». По очереди с ребёнком запишите 10 любых слов, можно использовать ассоциации, в более сложном варианте, наоборот, совершенно несвязанные по смыслу слова. После попросите ребенка придумать с ними рассказ.
•    Игра «Кто больше». На прогулке или в дороге выберите один из увиденных предметов. Попробуйте описать его только одними прилагательными. Кто придумает больше подходящих слов, тот и выиграл. В процессе игры взрослый может называть малознакомые слова с целью расширить словарный запас ребенка.

Изложение и сочинение — это, прежде всего, творческие работы, требующие особого подхода, развитого воображения и активного мыслительного процесса. Важно помнить, что положительный результат достигается регулярностью и настойчивостью. Выбирайте интересные для ребенка темы, добавляйте игровой момент, и учите ребенка получать удовольствие от процесса создания красивого текста. 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также