В школьной программе достаточно мало времени посвящено написанию изложений и сочинений. А ведь именно эти навыки столь необходимы не только в школе, институте или при сдаче экзаменов, но и любому взрослому человеку. Умение выражать свои мысли письменно часто требуется на работе при написании заявлений, при подготовке презентаций новых проектов, в повседневной жизни при отправке писем, электронных сообщений и т.д. Кроме этого сочинения и изложения развивают логическое мышление, умение работать с текстом, выделять главное, анализировать и рассуждать, формулировать свои мысли, что является неотъемлемыми качествами успешного человека.
Научиться писать сочинения и изложения можно в любом возрасте, но стоит начать тренировку как можно раньше. Родители — одни из главных помощников в этом вопросе, которые могут способствовать достижению наиболее успешных результатов.
Учимся писать изложение
Изложение — это письменный пересказ текста. Дети начинают знакомиться с ним уже в третьем классе, а иногда и раньше. Учитель рассказывает, как правильно писать изложение, с чего следует начинать и каких ошибок стоит избегать. Но времени на уроке не всегда хватает на то, чтобы все эти этапы прочно закрепились в головах учеников. Поэтому следует дополнительно тренироваться дома, четко соблюдая методические рекомендации.
Особенности методики проведения изложений в школе:
Начальные классы:
- Чаще всего задействовано 2 урока.
- Текст читается 3 раза.
- Совместное составление плана и выделение опорных слов.
- Пересказ текста учениками.
- У детей есть текст перед глазами, с которым они работают. Во время написания источник убирается.
- Орфографически сложные слова выписываются на доску.
Средняя школа:
- Чтение 2 раза.
- Иногда в учебнике есть текст для ознакомления с ним учеников перед работой.
- План и опорные слова дети выписывают сами.
- Рекомендовано работать с черновиком.
- Работа рассчитана на 1 урок.
Как правильно писать изложение
1. Внимательно послушать первичное чтение, постараться выделить смысловые части, в соответствии с этим составить план.
Важно: вся работа ведётся на черновике, при составлении плана оставлять между пунктами по 2-3 строки для опорных слов.
2. При чтении текста второй раз выписать самые важные опорные слова. Это могут быть названия, имена, места, сложные или основополагающие слова и фразы.
Важно: не писать много, так как можно прослушать часть текста во время конспектирования и пропустить важную информацию.
3. Написать изложение на черновике, прочитать несколько раз. Если есть возможность, то проговорить шёпотом, чтобы послушать, как звучат предложения, нет ли смысловых ошибок. Проверить орфографию и пунктуацию.
Важно: если не уверен в написании слова или фразы, изменить предложение: сократить, поменять конструкцию предложения, разбить на более короткие, заменить сложные слова синонимами и т.д..
4. Переписать в чистовик.
Важно: минимизировать число исправлений, так как они могут снизить общий балл работы.
Советы:
• Развивайте память ребёнка, учите с ним наизусть прозу и стихи.
• Для тренировки подбирайте небольшие тексты, понятные для детей.
• Чаще читайте книги, старайтесь обсуждать их с ребенком, делите произведения на смысловые части, придумывайте им заголовки, просите пересказать содержание текста.
• Запишите несколько главных, опорных слов из любого хорошо знакомого ребенку произведения или сказки. Попросите отгадать произведение и объяснить выбор. Более сложный вариант игры, когда ребенок подбирает ключевые слова и загадывает произведение.
• Игра "Скажи иначе". Подготовьте карточки с предложениями. Пусть ребенок достает эти карточки и попытается изменить текст, но чтобы смысл остался прежним. Например, "Завтра я пойду в школу" = "Утром мне предстоит отправиться на учебу". Начать можно с замены одного слова в предложении, постепенно увеличивая их количество.
• Игра "Синонимы-антонимы". Взрослый называет слово, а ребенок должен подобрать синонимы или антоним.
Как писать сочинения
Сочинение считается более сложным видом письменной работы, так как нет опорного текста, и ученик должен сам раскрыть предложенную тему.
Небольшие устные сочинения дети умеют составлять уже в дошкольном возрасте. В школе же с этим видом работы дети знакомятся во втором классе как с отдельным творческим заданием. Сначала это сочинения на свободную тему, после переходят по картинам, и к концу начальных классов в качестве тем выступают литературные произведения.
Учимся писать сочинение
• Когда тема известна, нужно определить основную мысль (идею) сочинения. Стоит четко разделять эти два понятия. Мысль — это то, зачем пишется текст, что хочет донести автор до слушателя. Например, тема: «Русские народные сказки», идея: рассказать о положительных героях сказок или отрицательных, подробно разобрать историю возникновения одной конкретной сказки, провести сравнительный анализ сказок, проследить за одним и тем же персонажем в разных сказках (лиса, волк, Баба Яга) и другое.
Важно: чем интереснее и понятнее тема сочинения для ребёнка, тем лучше будет результат.
• Составляем план. Он необходим, чтобы понимать, о чем писать и не отклоняться от поставленной темы, а также спланировать объем и структуру текста.
Важно: Рекомендовано выделять 3-4 части. Первая — вводная, где ставится проблема, обозначается тема сочинения. Вторая — основная, здесь приводятся доказательства, раскрывается основная суть или проблема. Заключительная — это выводы и личное отношение к обозначенной теме.
• Проверяем написанное на орфографические и пунктуационные ошибки. Переносим на чистовик, если ранее применялся для работы черновик.
Важно: приучайте использовать черновики, так как сочинение требует обязательной «шлифовки» и внесения поправок и исправлений. Требуйте читать написанное минимум 2 раза. После внесения исправлений ещё раз перепроверять. Этот позволит улучшить качество работы и избежать двусмысленности фраз и речевых ошибок.
Советы:
• Читайте с детьми книги, ежедневно старайтесь уделять этому от 30 минут и больше. Не забывайте, что родители самый яркий для этого пример. Обсуждайте с ребёнком прочитанное, устраивайте дискуссии.
• Расширяйте кругозор ребенка, учите мыслить, ведь без понимания мира и его устройства очень сложно оперировать непонятными терминами и тем более творчески выражать свои мысли на бумаге.
• Не стоит зацикливаться на структуре сочинения, но следует учить ее придерживаться. Если ребенок только учится излагать свои мысли, не ограничивайте полет фантазии жесткими рамками. Мягко и ненавязчиво корректируйте ребёнка, советуя ему, как улучшить текст, но решение всегда оставляйте за ним.
• Выберите тему сочинения вместе с ребёнком. Попросите его подобрать по этой теме подходящие слова. Запишите их в три столбика: существительные, прилагательные и глаголы. Пусть малыш придумает как можно больше слов, тогда текст будет более красочным и интересным.
• Учите находить орфографические и речевые ошибки в текстах и предложениях. Как правило, дети очень любят такого рода задания и выполняют их с удовольствием.
• Игра «Фантазёр». По очереди с ребёнком запишите 10 любых слов, можно использовать ассоциации, в более сложном варианте, наоборот, совершенно несвязанные по смыслу слова. После попросите ребенка придумать с ними рассказ.
• Игра «Кто больше». На прогулке или в дороге выберите один из увиденных предметов. Попробуйте описать его только одними прилагательными. Кто придумает больше подходящих слов, тот и выиграл. В процессе игры взрослый может называть малознакомые слова с целью расширить словарный запас ребенка.
Изложение и сочинение — это, прежде всего, творческие работы, требующие особого подхода, развитого воображения и активного мыслительного процесса. Важно помнить, что положительный результат достигается регулярностью и настойчивостью. Выбирайте интересные для ребенка темы, добавляйте игровой момент, и учите ребенка получать удовольствие от процесса создания красивого текста.