В любой семье родители применяют различные аргументы, чтобы привлечь ребенка к учебе.
Один из распространенных доводов: "Будешь хорошо учиться сейчас — это пригодится тебе в будущем". И это, бесспорно, так.
Но и взрослым и детям свойственно преувеличивать значение выгоды в ближайшем времени по сравнению с отдаленным будущим. Т.е. ребенок, понимая, что усердные занятия принесут ему выгоду в далеком будущем, выбирает получение какого-то удовольствия в настоящем. В результате формируется стереотип "Учиться я и потом успею, а сейчас лучше погуляю/поиграю и т.д.".
Поэтому вознаграждение, которое ребенок может получить сразу (или в ближайшем будущем) повышает мотивацию гораздо лучше, чем обещание будущего успеха.
И тут сразу встает вопрос: за что награждать?
Как вы думаете, какое из следующих обещаний окажет большее влияние на успехи ребенка в учебе?
- Ты получишь подарок за хорошую отметку на экзамене
- Ты получишь подарок, если прочитаешь книгу
Изучением вознаграждения как фактора, влияющего на успеваемость, занимается профессор Гарвардского университета Ролан Фрайер. Он провел эксперименты, в которых участвовало более 36 тысяч учеников в разных городах США.
В одном эксперименте детей поощряли за хорошие оценки на экзаменах и тестах. Во втором — за чтение книг, выполнение домашних заданий, посещение уроков.
Казалось бы, оценки за экзамены — конкретный результат, который ребенку нужно достичь, и обещанное поощрение за это должно хорошо мотивировать ребенка. А вознаграждение за чтение книг и выполнение заданий не обязательно приведет к повышению оценок. Однако, результаты оказались противоположными — оценки улучшились у детей из второй группы, особенно заметно у тех, кого поощряли за чтение книг! А у тех ребят, которые получали вознаграждение за оценки, они не изменились. Хотя все дети одинаково радовались и проявляли энтузиазм в том чтобы заработать вознаграждение.
Почему так произошло, стало понятно из анкетирования, которое провели после эксперимента. Был задан вопрос: "Что нужно сделать, чтобы улучшить оценки?" Те дети, которых поощряли за оценки, были сосредоточены на самом экзамене — они говорили, что нужно внимательнее читать задания, проверять ответы и т.д. Но никто из них не обратил внимания на процесс учебы — что нужно лучше выполнять домашние задания, задавать вопросы, если что-то не понятно, более внимательно слушать объяснения и т.д.
Таким образом, можно сказать, что поощрение за конечный результат, т.е. за оценки, не помогает детям понять, как они могут их улучшить, т.е. как надо учиться. Поэтому более эффективно оказывается поощрение за прилежное обучение (выполнение заданий, чтение книг, решение задач), которое ребенок получает сразу после выполнения поставленного условия.
Важно при этом, что ученики младших классов не придают большого значения стоимости вознаграждения — это может быть что-то сувенирное, просто похвала или дополнительная прогулка. А вот для учеников средней школы уже становится важен денежный эквивалент вознаграждения, поэтому родителям нужно продумывать "мотивационные схемы".
Но в любом случае, как показывают эксперименты, к улучшению успеваемости приводит поощрение за конкретные шаги, которые ребенок выполняет в процессе обучения. Причем это поощрение не должно быть сильно отсроченным по времени.
Подготовлено по материалам книги М.Накамуро "Как сделать, чтобы ребенок учился с удовольствием?"