Как полюбить математику: 4 совета родителям младших школьников

121

Проблемы с математикой — не редкость у школьников. Родители часто оправдывают это отсутствием математического склада ума: «Он гуманитарий, что поделать?»‎. Но такая позиция приводит лишь к проблемам между ребенком и точной наукой. Сегодня перед вами 7-9 летний малыш, а завтра подросток в дичайшем стрессе перед экзаменом 9-11 класса, от которого может зависеть его будущее. Если есть проблемы с математикой, их нужно решать. 

Вы никогда не задумывались, но...

... Дети, которым легко дается математика, чувствуют и показывают себя миру по-другому. Детские психологи отмечают, что дети, у которых нет проблем с точными науками, более активны, бесстрашны, самостоятельны по сравнению с теми, у кого математика вызывает панику и тоску. Если первые рассчитывают сами на себя, то вторым требуется поддержка и поощрение родителей, им гораздо проще поверить словам, что они глупы, чем усомниться в них. 
Все дело в том, что математика развивает логику, помогает искать различные пути решения проблемы, оттачивает мышление: все это делает ребенка раскованным, уверенным и развивает лидерские качества. 

Психологи отмечают, что одна из причин нелюбви к математике — психологическая. Возможно, когда-то вы сами сказали ребенку, что у него не получится, или же он замешкался у доски, и над ним посмеялись одноклассники, неудачно отозвался педагог. Причин к сомнениям в себе может быть множество. Но задача родителей — каждый день убеждать ребенка, что у него все получится. 

4 способа понять и полюбить математику

    1. Не любит, потому что не понимает. Раскладываем все на свои места: в чем причина трудностей? 
    • Плохо знает состав числа, не понимает, как «‎прыгать»‎ через десяток, трудно оперирует числами — не сформирован навык счета. 
   • Не понимает сути задачи, не выделяет проблемы и просто пытается наугад найти решение. Замечали такое за своим ребенком: Тут нужно сложить! А, нет, тогда вычесть! Тогда давай умножим — он перебирает все доступные ему арифметические действия для поиска ответа. 
    • Шаблонное мышление. Хорошо понимает, когда учитель объясняет, как решать задачи, но легко теряется, если условия меняются. Не адаптирует свои знания под задачи. 
    • Не умеет читать сложные тексты и разбивать их на более простые. Если вы в десятый раз спрашиваете: Что нам известно, а что нет — и только по этим вопросам, ребенок начинает понимать, как считать, то этот пункт ваш. 
    • Быстро забывает и не понимает математические концепции: вы можете 20 раз объяснить, что такое X, или как строить отрезки — но малыш быстро все «‎потеряет»‎.
    • Проблемы с вниманием: ребенку сложно сконцентрироваться, поэтому он делает ошибки в длинных решениях и скачет с задания на задание.

После того как причина выяснена, нужно проработать именно ее. Каждая из перечисленных выше проблем решается путем тренировок и многократного повторения. Задача взрослого при этом — поддерживать и отмечать каждый, даже маленький, шажок вперед. 
   
    2. Проблемы с абстрактным и логическим мышлением. Проблемы с абстрактным мышлением не заметны в начальных классах, но как только дойдет до процентов и дробей — начнутся проблемы. Развивая логическое мышление, вы работаете и над абстрактным. Игры на логику: шахматы, Коварный Лис, Монополия — эти и другие игры помогут ребенку полюбить математику. 
    
    3. Математические игры помогают увлечь математикой, особенно если у ребенка есть проблемы со счетом.  Азарт, процесс игры, предвкушение победы отвлекут ребенка психологически, позволят гораздо легче оттачивать знания и умения. Предлагаем 3 математические игры для младших школьников, которые тренируют счет:
    • ЭТАЖИКИ. Побеждает игрок, который быстрее остальных избавится от этажей, а для этого ребенку нужно учиться планировать свои ходы заранее, чтобы за 1 ход избавиться от максимального количества этажей. Игра учит самым простым арифметическим действиям, оттачивает умение счета через десяток. Отличная игра для детей 7-9 лет. 
    • ЗЕВС НА КАНИКУЛАХ. Игра помогает натренировать счет в уме в пределах 100. Суть игры в том, что игроки скидывают карты в центр стола (Олимп), и быстро на ходу ведут подсчет: складывать, вычитать, округлять. Побеждает игрок, который добрался до 100 (высота Олимпа), и у кого в руках будет переходящая фигурка Зевса. 
    • МИНУС - ПЛЮС. В игре 10 кубиков, суть в том что игрок бросает одновременно 9 кубиков (10 кубик — знак равенства и его бросать не нужно). Задача: составить равенство из выпавших кубиков, необязательно задействовать все кубики, но одно из чисел в равенстве должно быть двузначным. Эта игра на скорость, равенство составляет тот игрок, который быстрее всех его придумывает. Этот же игрок и бросает затем кубики.
    
    4. Учим видеть и обобщать. Зачастую проблемы с решением математических задач у ребенка связано с неумением выделять главное. Если ребенок долго не понимает, как делать краткую запись задач, сколько в ней действий, и часто теряет, что именно он ищет — этот пункт про него. Учите ребенка схематично рисовать задачу, а так же играйте в «Что лишнее»‎ — разные варианты этой игры помогут малышу выделять главное. 

Главное, что нужно запомнить родителям: для того чтобы ребенок любил математику, он должен ее понимать. Вы можете сколько угодно раз говорить ему: X — это неизвестное число, чтобы его найти нам нужно … — но пока школьник сам этого не поймет, задача решена не будет. Ребенок может зазубрить, что такое X, но это делу не поможет — важно понимание.

На портале Разумейкин ваш ребенок может учиться решать математические задачи, развивать логику, а так же абстрактное мышление через игру — выбирайте нужный возраст и тему занятий. 

Статьи, которые могут быть вам интересны: 

Онлайн занятия для детей:
Выберите возраст, затем нужный блок и тему занятий — и вперед, к новым знаниям и успехам!