Как научить ребёнка справляться с трудностями?

738

Поскольку все мы — любящие родители, то, естественно, на инстинктивном уровне стремимся защитить ребёнка от трудностей и испытаний, или уж как минимум облегчить их. Но делаем ли мы тем самым хорошо нашему ребёнку?

Научить ребенка справляться с трудностямиТрудности детства многообразны: тут и конфликты с друзьями, и плохие отметки, и проваленные экзамены, и поражения на спортивных соревнованиях. К трудностям также относятся личные особенности ребёнка - например, плохое зрение, слух, дефекты речи и т.д. Мы не можем прожить за ребёнка его жизнь, но в наших силах обеспечить его навыками, которые помогут ему выжить и преуспеть.

Когда ваш рёбенок оказывается лицом к лицу с препятствием, очень важно не давать ему "на блюдечке" готовое решение или выход из положения, а предоставить возможность найти этот выход самостоятельно, используя свои умственные, эмоциональные и физические возможности. Преодоление маленьких препятствий делает человека сильнее и готовит к более серьёзным испытаниям. Овладение новыми навыками укрепляет и повышает уверенность ребёнка в себе, а чрезмерная опека и помощь, наоборот, тормозят развитие умения справляться с трудностями. Однако, это не так-то просто сделать! Любому родителю крайне сложно удержаться от соблазна "показать, как надо" или "исправить все за малыша".

Как помочь ребёнку преодолеть трудность, не делая что-то за него?

  • Во-первых, конечно нужно показать ребёнку, что вы верите в него и в его силы. Поддержите его словами "У тебя обязательно получится!", "Ты можешь!"
  • Хвалите даже за самый маленький успех - "Вот видишь, у тебя уже получается гораздо лучше!"
  • Сравнивайте успехи или неуспехи ребёнка только с его собственными достижениями, а не с достижениями других детей. Важно, чтобы выполнение какого-либо дела у ребёнка получалось каждый раз лучше, чем у него это получалось в прошлый раз, а не лучше, чем это делает кто-то другой.
  • Сохраняйте стойкость - защищайте ребёнка от серьезных угроз и вреда, но не заслоняйте его от необходимых впечатлений и переживаний, даже если они болезненны.
  • Используйте трудности, которые переживает ребёнок, для того чтобы еще раз напомнить ему о вашей БЕЗУСЛОВНОЙ любви, т.е. любви, которая не зависит от его побед и поражений.
  • Разбирайте, обсуждайте с ребёнком все сложные ситуации и неудачи, которые ему пришлось пережить, но только когда утихнут эмоции, когда ребёнок будет спокоен. Старайтесь каждый раз вместе ответить на вопрос "Почему я потерпел поражение и что мне предпринять, чтобы в следующий раз добиться успеха?"
  • Аналогично разбирайте случаи побед - "Что помогло быть успешным?" Обратите внимание ребёнка на то, каких результатов он добился благодаря своей усидчивости, старанию, трудолюбию и т.д.

Помните, что разница между успехом и неудачей зачастую очень проста: она сводится к тому, как именно человек воспринимает встретившееся препятствие - как барьер, который невозможно преодолеть, или как один из этапов, который требует дополнительных усилий.

Говорят, что когда Томаса Эдисона спросили, не расхолаживали ли его те 1073 неудачи, которые он потерпел, прежде чем изобрел электрическую лампочку (иногда эта цифра чуть больше, иногда чуть меньше), изобретатель ответил: "А я не терпел никаких неудач. Я просто установил 1073 способа, которыми электрическую лампочку НЕ изобретешь".

Помогите ребёнку научиться самостоятельно находить выход из положения, позвольте ему открыть в самом себе бездонный источник сил и сообразительности!

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).