Что такое клиповое мышление, и стоит ли его бояться

392

Этот тип мышления зародился в начале индустриального и технологического прогресса, когда информацию стали передавать в массы с помощью небольших фрагментов, видеорепортажей. В современном мире это получило огромное распространение. Большое количество социальных сетей и мессенджеров пестрит короткими видео и небольшими постами на различные темы с яркой подачей, но поверхностным смыслом, подчас даже абсурдным и не несущим пользу. Современные тенденции склоняют людей к постоянному обращению к такому виду получения и передачи информации, ведь существование многих компаний зависит от количества просмотров таких сообщений. А это в свою очередь ведет к зависимости человека от просмотра коротких роликов, бесконечных новостных лент в интернете.
Само понятие "клиповое" произошло от английского слова "клип", то есть "фрагмент". Иначе говоря это фрагментарное мышление. Часто его противопоставляют более глубокому, осмысленно понятийному мышлению.

Признаки клипового мышления

  • Восприятие окружающего мира кусками, фрагментами, причем части эти не связаны между собой и не имеют логической структуры.
  • Желание человека вновь и вновь возвращаться к получению информации путем просмотра коротких роликов или чтения небольших текстов и постов.
  • Сложность в восприятии большого объема информации, особенно если требуется глубокий анализ.

Чем опасное клиповое мышление

Клиповое мышление — явление современности, которое вносит множество проблем в обучение и развитие подрастающего поколения. Зачастую зависимость от гаджетов связывают именно с этим типом мышления. И если взрослый человек еще может справиться с этой проблемой самостоятельно, то дети максимально подвержены этому негативному фактору.

Основные опасности при доминировании клипового мышления:

  • Сложно воспринимать длинные тексты, слушать длительные выступления людей, видео более 15 минут вызывает дискомфорт и чаще всего не воспринимается при просмотре целиком, чтение объемных книг вызывает негатив и непонимание.
  • Снижается усидчивость, выполнение однообразных рабочих и повседневных задач быстро утомляет, что в свою очередь ухудшает общую работоспособность.
  • Сложности восприятия большого объема информации вызывают трудности в обучении и усвоении новых знаний, школьники и студенты испытывают проблемы в осознании материала и его запоминании. 
  • Неспособность качественно и планомерно изучить полученную информацию ведет к необдуманным поступкам и принятию неверных решений. Это может проявляться в покупке ненужных вещей, импульсивных решениях в различных жизненных ситуациях.
  • Снижается способность анализировать информацию, а следовательно, строить предположения и умозаключения, прогнозировать результаты.
  • Фрагментарное и поверхностное получение информации снижает чувственное восприятие человека, в том числе и эмпатию, способность переживать и сочувствовать. Это в свою очередь ведет к формированию равнодушного общества в целом.

Польза клипового мышления

Несмотря на многочисленные отрицательные стороны клипового мышления, есть и плюсы, которые просто необходимы в современной жизни, при постоянно меняющемся потоке информации и быстроразвивающихся технологиях.

Клиповое мышление:

  • Снижает перегрузку мозга от большого объема разнообразной информации путем ее фильтрации и деления на фрагменты.
  • Дает возможность быстро реагировать на различные внешние сигналы и стимулы, а также на изменения в окружающей обстановке.
  • Способствует работе в режиме многозадачности, а именно позволяет выполнять несколько задач одновременно, но, к сожалению, не всегда с высоким результатом в итоге.

Плюсов весьма немного и они неоднозначны, так как порой могут являться источником негативных проявлений. Главное — не допустить, чтобы клиповое мышление стало основным и преобладало во всех ситуациях.

10 советов для контроля развития клипового мышления у детей

Клиповое мышление развивается у человека под действием современной жизни, в результате меняющихся тенденций, образа взаимодействия с миром информации, появлением интернета и активным его внедрением в повседневность как взрослых, так и детей. Именно поэтому бороться с таким типом мышления бессмысленно и нелогично, ведь это способ человека приспособиться к новым особенностям жизни в современном обществе. Необходимо с детства правильно корректировать этот тип мышления и контролировать его развитие у детей. Помогут в этом следующие занятия и правила: 

  1. Один из самых эффективных методов  — чтение книг и анализ прочитанного. Важно, чтобы это были книги с глубоким содержанием. Главное не количество затраченного времени, а качество прочитанного и осмысленного. Поговорите с ребенком о том, что он читал, пусть малыш расскажет, что именно ему понравилось или не понравилось, аргументирует свои ответы примерами из произведения и жизни.
  2. Необходимо развивать критическое мышление, к примеру, путем дискуссий и обсуждений, заданий, требующих нестандартных решений. Попробуйте предложить ребенку поразмышлять на провокационные для него темы: "Нужны ли ребенку карманные деньги?", "Если скажут, что можно не ходить целый месяц в школу, что ты решишь?". Старайтесь при разговоре с малышом чаще задавать вопросы "Почему?", "Зачем? ", "Как?". 
  3. Сочиняйте истории и рассказы. Предложите малышу придумать сказку о его любимой игрушке или увиденном предмете, явлении, месте на улице. Школьников учите письменно излагать свои идеи, это помогает систематизировать мысли и знания, сосредотачиваться на своей работе.
  4. Чаще общайтесь и разговаривайте с малышом, обсуждайте личные и домашние дела, просите советы и стройте планы. Главное, что общение должно быть качественным и продолжительным. Учите слушать и слышать собеседника.
  5. Творчество: рисование, лепка, конструирование — это отличный способ развивать фантазию, креативность, усидчивость, мышление ребенка. Если нет желания самим творить, то стоит посетить различные выставки и музеи. Обсудите увиденное с ребенком: попросите рассказать, что понравилось больше всего и почему, какую пользу это несёт для людей, хотел бы он узнать о чем-то больше.
  6. Смотрите художественные фильмы или посещайте театры. Как правило, в старых фильмах эпизоды более длительные, без резкой смены событий, нет яркости декораций и спецэффектов, сюжет более спокойный и логически выверенный, что позволяет неторопливо и вдумчиво следить за событиями в фильме. Театральные постановки также не позволяют менять сценические декорации часто, само представление всегда требует от зрителя внимания к сюжетной линии. Если ребенок не хочет, то не стоит заставлять смотреть ту или иную картину.  Но взрослый может стать примером и заинтересовать малыша.
  7. Регламентируйте время использования гаджета. Сейчас очень сложно отказаться от гаджетов хотя бы на один день, так как это не только средство связи, но и необходимая вещь для работы, учебы и даже решения жизненных вопросов. Но детям стоит ограничивать время использование мобильных телефонов и планшетов.
  8. Подача учебного материала должна быть максимально емкой и яркой. При обучении лучше всего использовать карточки и запоминающиеся картинки, схемы и простые инструкции, тогда изучение нового будет более легким и прочным. Но не стоит пренебрегать самоанализом: просите ребенка определить, что было для него наиболее сложным, простым, что получилось лучше и почему. 
  9. Спорт и двигательная активность помогают мозгу лучше работать и концентрироваться на поставленных задачах, а также вырабатывать силу воли, достигать целей.
  10. Уделяйте прогулкам на улице минимум один час в день. Свежий воздух насыщает мозг кислородом, расслабляет, улучшает мыслительные процессы и когнитивные функции.

Клиповое мышление — это мышление современного общества. Именно дети максимально подвержены развитию такого мышления во всех его негативных проявлениях, особенно если этот процесс протекает бесконтрольно. Задача взрослых — не искоренить клиповое мышление, а направить его в нужное русло, при этом развивая своего ребенка как всестороннюю личность.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также