Зачем ребенку личное пространство

689

Понятие "личное пространство" подразумевает место, состояние комфорта, свободы и спокойствия. Каждому взрослому человеку хорошо известно, как порой хочется побыть наедине с собой, отдохнуть после тяжелого рабочего дня или просто позаниматься любимым делом в тихой и спокойной обстановке. Но и детям нужны личные границы и пространство, и речь здесь не только о собственной комнате, а первоначально о психологическом состоянии, которое ведет к гармоничному развитию.

Виды личного пространства

Принято выделять два вида, каждый из которых имеет свои аспекты:

•    Психологическое 
Это внутреннее состояние человека (взрослого или ребенка), связанное с межличностными отношениями и коммуникацией в небольших группах (семье, классе и др).

•    Физическое
Все, что непосредственно касается тела и напрямую на него влияет: прикосновения, объятия, физическое воздействие, присутствие других в непостредственной близости и т.д.

Нарушение какой-либо из этих границ всегда вызывает дискомфорт, а порой может привести к серьезным проблемам. Это характерно не только для взрослых, но и для детей. И зачастую влияет на ребенка сильнее: малышу бывает сложно понять свои чувства и эмоции и справиться с ними. Поэтому и преодоление дисбаланса при нарушении личных границ может вызвать капризы, истерики или, наоборот, замкнутость и неуверенность в себе.

Значение собственного пространства для детей

Очень часто родители чрезмерной заботой и опекой лишают детей личного пространства или постоянно его нарушают, что пагубно влияет на развитие ребёнка в целом. Позволяя своему малышу порой побыть одному, уединиться, близкие взрослые укрепляют доверительные отношения в семье, налаживают положительный эмоциональный фон. 

Наличие собственного пространства:

  • Способствует уменьшению тревожности ребенка, снижает уровень стресса.
  • Помогает наладить общение со взрослыми в семье, особенно в кризисные периоды.
  • Дает возможность проанализировать действия и поступки, разобраться в своих желаниях и чувствах.
  • Развивает самостоятельность и самодисциплину, укрепляет способность контролировать свои действия и эмоции.
  • Формирует чувство психологического комфорта. При нарушении личных границ, наоборот, возникает незащищенность, что ведет к снижению самооценки, замкнутости, неуверенности.
  • Воспитывает ответственность, уважение к окружающим и их потребностям. Ребенок, чье личное пространство нестабильно, будет ценить и уважать чужие границы в меньшей степени, что приведет к сложностям в обучении, выполнении ряда требований, соблюдении режима и т.п.

Возрастные особенности восприятия личного пространства

На каждом этапе взросления человека формируется особая потребность в собственных границах. 

От 0 до 3 лет
В этот период личное пространство должно быть минимально, так как новорождённый ещё слишком мал, чтобы оставаться один. Он нуждается в постоянной заботе и присмотре. Малышу необходимо чувствовать рядом близких взрослых, прикосновения и ласка являются естественной потребностью, зоной комфорта и спокойствия. 

3-5 лет
Этот период начинается с кризиса 3 лет, для которого характерно выражение: "Я сам". Малыш начинает осознавать себя как личность, учится чувствовать и определять свои личные границы. Он понимает, что уже достаточно самостоятельный и многие действия может делать без помощи взрослых. Но несмотря на это, родители должны всегда помнить о безопасности малыша, хотя порой за ним бывает сложно уследить и удержать на одном месте. 

6-9 лет
Ребенок взрослеет и наряду с собственным пространством учится видеть и уважать личные границы других людей. Этот период имеет ключевое значение для построения коммуникаций и межличностных отношений. От того, как научится малыш воспринимать чужое пространство, зависит умение найти свое место в обществе, научиться общаться со взрослыми и выстраивать дружбу с одноклассниками, а также уважать время и работу других людей, сочувствовать и сострадать.

10-16 лет
Этап подросткового бунта и отрицания. Ребенок особенно чувствителен к нарушению своих личных границ, он как никогда нуждается в своём пространстве, личном уголке, особенно в психологическом уединении. У подростка обязательно должно быть место, где он может побыть один, проанализировать события дня, свое отношение к себе и окружающим. У ребенка появляются свои тайны, и взрослым не стоит стремиться узнать их все, так как каждый человек имеет право на секреты. Построение личных границ в этот период — важнейший момент в развитии эмоционально-сбалансированной личности, а также способ уменьшить конфликты в семье. 

Формирование личного пространства не останавливается на подростковом возрасте, а продолжается и во взрослом периоде. Но это уже более осознанный и целенаправленный процесс.

Советы для родителей по организации личного пространства ребенка

  • Вещи ребенка — это его собственность. Родители должны это чётко понимать. Всё, что находится в комнате малыша или на его столе, принадлежит ему и право распоряжаться ими — тоже. Взрослые не должны в отсутствие ребёнка трогать его вещи, перекладывать их и тем более забирать.
  • Исключите любые физические наказания, принуждения, манипуляции, в том числе на основе еды. 
  • Не запрещайте ребенку выражать свое мнение, даже если вам кажется, что он ещё мал для каких-то тем. Не используйте фразы типа "ты ещё маленький для этого", "взрослые лучше знают", " подрастешь, скажу". Ребёнок не обладает достаточным опытом для решения многих вопросов, но у него есть свое видение и понимание окружающей действительности. Выслушивайте его, при необходимости — корректируйте его предложения, но мягко.
  • Старайтесь выполнять обещания или не говорите того, что не сможете сделать. Если ребёнок не чувствует поддержки и доверия от близких родственников, а только упреки и манипуляции, уровень тревожности будет постоянно возрастать. А значит ребенку будет сложнее выстроить свои личные границы.
  • Не ущемляйте свое собственное пространство, не идите на поводу ребенка, там, где должны сработать четко установленные правила. Например, время отхода ко сну — капризы не должны быть поводом оттянуть этот процесс. Малыш должен понимать, где границы взрослых, чтобы научиться уважать свое собственное пространство.
  • Защищайте своего ребенка от постороннего негативного поведения. Объясните, что все люди разные и уровень воспитания и понимания мира тоже разный. Он может не совпадать с привычным для малыша воспитанием, но это не значит, что ваш кроха не прав. Ребенок должен понимать, что есть чужие, малознакомые люди и не стоит им позволять больше, чем надо. Можно познакомить малыша с кругами отношений, в котором самый маленький — это семья и далее по нарастающей: родственники, друзья, наставники, знакомые и незнакомые. Объясните, какие отношения могут быть в каждом круге. Таким образом строятся не только прочные границы собственного пространства, но и защита от нежелательных посягательств.
  • Лучше всего, если у ребенка будет своя комната с зонами для игры, учебы и отдыха. Но если в квартире нет возможности выделить целую комнату, стоит подумать о зонировании имеющейся жилплощади и обустройстве удобного уголка, где малыш сможет спокойно проводить время за своими делами.

 
Личное пространство — это необходимость каждого человека вне зависимости от его возраста. Ребенок, рождаясь, становится полноправным членом общества, который проявляет свои желания и потребности через различные способы общения и самопознание. Устанавливая для этого границы, малыш учится соприкасаться с внешним миром, открывая в нем для себя все новые и новые территории, эмоции и предметы. Задача родителей, не нарушая этих границ, помочь в освоении этого удивительного и яркого мира.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также