Почему ребенок во всех своих «бедах» винит окружающих людей и предметы?

314

Всем знакомая ситуация… Малыш ударился о дверь, и взрослые спешат утешить ненаглядное чадо: «Плохая дверь! Ударила маленького! Вот мы ей!» Казалось бы, обычная фраза, помогающая справиться с отрицательными эмоциями. Однако если вы часто внушаете ребенку, стремясь унять плач, что он не виноват, хотя ситуация говорит об обратном, вы формируете у него внешний локус контроля в ущерб внутреннему. Локус контроля отображает уровень восприятия человеком ответственности за события собственной жизни.

Некоторая часть человечества полагает, что все происходящее с ними – результат сложившихся обстоятельств, действий других людей и т.д. Такие люди чаще подстраиваются под мнение других, они не берут на себя ответственность за происходящее, а на непредвиденные ситуации реагируют испугом или настороженностью. В этом случае мы имеем дело с преобладанием внешнего локуса субъективного контроля.

Другая часть людей связывает события жизни с собственной деятельностью: «За то, как складывается моя жизнь, отвечаю я сам». Такие люди обычно не боятся открыто высказывать и отстаивать свою точку зрения, они более хладнокровно и сдержанно реагируют на события, они анализируют свои способности и недостатки и стараются работать над собой. В этом случае преобладает внутренний локус субъективного контроля.

У зрелой личности существует баланс между внутренним и внешним локусом контроля с преобладанием внутреннего.

На развитие локуса контроля основное влияние оказывает воспитание ребёнка в семье. Понаблюдайте за своим малышом: способен ли он признать свою вину, не склонен ли во всех своих бедах обвинять других? Для формирования адекватного локуса контроля у ребёнка родителям надо понять и принять то, что в жизни каждого ребенка обязательно должны быть ограничения, запреты, требования, а не вседозволенность. Но при этом для того, чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо учитывать следующее:

• требования со стороны значимых взрослых должны быть одинаковы (т.е. нельзя, чтобы мама говорила, что свои игрушки надо убирать самому, а бабушка при этом собирала игрушки, приговаривая "устал маленький, сейчас я тебе помогу...");

• ограничений, запретов, требований не должно быть слишком много, и они должны быть обоснованными;

• наказания должны быть действительно заслужены, а не получены из-за плохого настроения взрослого;

• в качестве наказания может выступать лишение ребенка чего-то привлекательного для него (например, отмена похода в гости, в кино, отмена покупки очередной игрушки и т.д.), но не физическое наказание, не унижение, и ни в коем случае не лишение любви и внимания;

• и очень важно хвалить ребенка, если он действительно старается. Хвалите даже за самые маленькие достижения. Но ни в коем случае не поощряйте и не хвалите провинившегося ребенка. Дайте ему время осмыслить свою ошибку. Ребенок должен научиться обдумывать и понимать свои действия, в дальнейшем это поможет научиться адекватно вести себя в обществе.

Чаще всего из детей, которым все разрешалось, вырастают слишком самоуверенные и грубые взрослые, которые не сожалеют о своих дурных поступках потому, что не считают себя виновными. Такой ребенок привыкает, что своими криками и истериками добивается всего, что захочет. Вырастая, он не ценит чужой труд и совершенно не стремится прикладывать какие-либо усилия для устройства собственной жизни в полной уверенности, что за него это сделают другие.

С другой стороны, воспитание в ребёнке чувства ответственности за свои действия не должно быть чрезмерным. Винить себя всегда и во всем – другая крайность. Это приводит к неуверенности в себе, застенчивости. Но следует отметить, что выраженное преобладание внутреннего локуса контроля встречается гораздо реже, чем внешнего.

Задача родителей – помочь ребенку в становлении его личности, в выборе ответственной и активной жизненной позиции. И мы желаем Вам удачи на этом пути!

Задать нам свои вопросы или получить консультацию психолога вы можете, заполнив заявку в форме обратной связи.

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).