Математические игры для дошкольников

1504

Развитие математических способностей дошкольников

Когда речь идет о способностях человека, всегда имеются в виду некие индивидуальные особенности и свойства личности, определенные знания, умения и навыки применительно к той или иной сфере деятельности или науки.

Также и под математическими способностями подразумеваются индивидуальные характеристики умственного развития: предрасположенность к обучению математическим наукам, скорость и прочность запоминания материала, специфика мыслительной деятельности, умение использовать теоретические знания на практике и пр. Математические способности, как и многие другие, являются врожденными. Однако это вовсе не означает, что их невозможно развить. Независимо от того, есть у ребенка предрасположенность к математике или нет, развивать математические способности можно и нужно, и начинать делать это следует как можно раньше.

Какие навыки и знания существенно улучшают математические способности ребенка?

  • умение сравнивать предметы (по размеру, цвету, количеству, длине, ширине, высоте);
  • умение обобщать, классифицировать понятия (выделить животных, разделить их на диких и домашних);
  • навыки анализа и синтеза (делить понятие на составляющие, собирать из отдельных признаков знакомый предмет)

Знакомиться с математикой ребенок начинает задолго до школы. Обучить дошкольников азам математики можно только с помощью игр, занимательных задач и упражнений. Игра для дошкольника — это не просто развлечение. Она является также трудовой и творческой деятельностью, формируя не только способности, но и личность ребенка в целом. Педагогическую ценность игры сложно переоценить.

Существует много игр, влияющих на обучение математике и развитие математических способностей ребенка. Игры и упражнения, о которых пойдет речь далее, прекрасно подойдут для занятий с ребенком дома. Они простые и понятные, для них понадобится минимальное количество дополнительных материалов. А главные их особенности — это увлекательность и эффективность.

  1. Игра “Найди игрушку”
    Возьмите 10 одноразовых непрозрачных стаканчиков (или баночек от йогурта). На каждом из них обозначьте число от 1 до 10. Если ребенок совсем маленький и только начинает знакомиться с цифрами, можно взять 5 стаканчиков. Спрячьте под одним из них маленькую игрушку и предложите ребенку отыскать ее. Важно, чтобы в процессе поиска родители, а затем и сам ребенок проговаривали числа, обозначенные на стаканчиках: “Давай посмотрим под вторым стаканчиком”, “Под пятым тоже никто не спрятался” и т.д. Игра будет очень полезна для первого знакомства с цифрами и порядковыми числительными, запоминания их названия и последовательности.
  2. Игра “Помоги любимой игрушке навести порядок”
    Для игры понадобится коробочка на 6 или 9 отделов. Можно склеить такую самостоятельно (например, из спичечных коробков) или использовать коррекс (пластиковую упаковку в наборах кондитерских изделий), форму для выпечки или льда. На дно каждой ячейки нужно приклеить цифру от 1 до 10 или от 1 до 5 для деток помладше. В свободную ячейку или рядом с коробочкой нужно сложить мелкие предметы вперемешку, в количестве соответствующем имеющимся цифрам: 1 конфетку, 2 скрепки, 3 фасоли, 4 семечки, 5 сухариков и т.д. Затем предложите ребенку помочь его любимой игрушке разобрать эту кучу, разложить все предметы по своим местам. Игра увлекательная и многофункциональная: развивает усидчивость и внимательность, помогает запоминать цифры, учиться считать и соотносить количество предметов с нужным числом.
  3. Игра “Помоги маме разложить полотенца”
    Для игры понадобится несколько полотенец разной формы и размера. Постарайтесь подобрать такие, чтобы из можно было разложить на две стопки: например, в одну узкие, в другую широкие. Попросите малыша помочь вам разобрать все полотенца, разделить их по ширине и сложить по стопкам по этому принципу. Так ребенок учится классифицировать предметы по признаку “узкое-широкое”, а также выполнять поручения родителей, помогать по дому. Таким же способом можно изучать и другие признаки — цвет, форму и т.д.
  4. Игра “Расставь спортсменов по порядку”
    Для игры нужно вырезать из картона 10 полосок одной ширины, но различных по длине. Эти полоски — спортсмены — будут лежать перед ребенком хаотично. Малышу нужно будет разложить полоски от самой короткой до самой длинной. Попросите его расставить спортсменов по росту от самого маленького до самого высокого. Если задание вызвало трудности у малыша, покажите ему, как спортсмены могут “мериться ростом”. Когда ребенок выполнит задание, попросите его отвернуться и поменяйте местами несколько полосок. Затем попросите дошкольника “вернуть на свои места шалунов”. Это игровое упражнение развивает навыки анализа и синтеза, учит ребенка упорядочивать предметы по размеру.
  5. Игра “Давай построим забор”
    Для игры понадобятся двухцветные счетные палочки или подготовленные заранее полоски из цветной бумаги двух цветов одинаковой длины (20 штук). Предложите ребенку построить забор из палочек или полосок, придерживаясь определенного алгоритма. Поначалу можно просто чередовать цвета. Затем задайте нужную последовательность, пусть ребенок продолжит строить забор, придерживаясь вашего узора. Предлагайте каждый раз новую последовательность. Можно усложнить игру, подключив третий цвет. Игра развивает навыки абстрагирования и обобщения.

Кроме традиционных игр и упражнений эффективны и популярны развивающие онлайн-игры. На сайте “Разумейкин” вы найдете огромное количество различных заданий, предназначенных, в том числе, и для развития математических способностей детей от 3 до 10 лет. Это прекрасная альтернатива обычным играм, которая разгрузит родителей и позаботится о развитии ребенка.

 

Автор: Педагог-психолог Антонина Валевич

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).