Развитие мышления у дошкольников

341

Важность развития мышления у детей дошкольного возраста трудно переоценить. При этом игровая форма обучения является одним из эффективных способов развития мыслительных навыков у малышей. Использование специальных игр позволяет ребенку гармонично развиваться и познавать окружающий мир. Предлагаем подборку игр на развитие мышления у дошкольников.


"Словесные пазлы"

Описание:   
Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить так, чтобы получился смысл.
Например:
Лимон кислый, а конфета... (сладкая).
Правая нога находится справа, а левая…(слева).
На стуле сидят, а за столом... (едят).
Если река глубже озера, то озеро... (мельче реки).
Если жираф выше лошади, то лошадь... (ниже жирафа).
Когда мальчик вырастет, он станет мужчиной, а когда вырастет девочка…. (станет женщиной).
Если Петя старше Вали, то Валя… (младше Пети).
У кошки - котенок, а у овцы - … (ягнёнок).

Оборудование: не требуется.

"Сортировка"

Описание:
Вариант 1: на столе или полу разложите фигурки разных форм и размеров. Задача ребёнка — рассортировать все по цвету или форме. Для удобства и интереса на полу можно оклеить малярным скотчем соответствующие фигуры: квадрат, круг, треугольник и т. д. — и использовать их вместо корзин для сборки. Можно учесть цветовую гамму и предложить сортировать по цвету, а не по форме. 
Вариант 2: возьмите предметы или карточки с животными, у которых различные умения. Предложите разложить в соответствии с их особенностями: 
Летает — орел, попугай, сова.
Плавает — рыба, дельфин, кит.
Быстро бегает — страус, гепард, лошадь.
Прыгает — кенгуру, заяц, лягушка.
Вариант 3: еще один вариант аналогичной игры — предложить ребенку разложить карточки или предметы по обобщающему слову. Малышу дается карточка, где уже есть изображение, например, шапки. Он должен подобрать рисунки головных уборов. Если игроков несколько, тогда дети наугад вытягивают карточки с опорной картинкой и на скорость собирают все подходящие изображения. 
Игры на сортировку развивают наблюдательность, логическое мышление и координацию движений. 

Оборудование: разноцветные фигуры разных форм, карточки с животными или предметами.

"Творческие истории"

Описание: приготовьте различные карточки с картинками или сюжетные иллюстрации, сложите их в коробку или мешок. Пусть малыш наугад достает картинки и пытается составить связный и логичный рассказ по ним. Эта игра развивает творчество, фантазию, речь и логическое мышление.

Оборудование: Иллюстрации для воплощения историй.
 
"Угадай предмет по описанию"

Описание: в корзину складываются различные игрушки и вещи. Затем читается загадка или даётся четкое описание загаданного объекта. Ребенок слушает и пытается угадать, о чем идет речь, а затем ищет соответствующий предмет. Такая игра тренирует логическое мышление и умение ассоциировать слова с объектами.
Примеры описаний:
•    Овощ круглой формы, красного цвета, часто добавляется в салаты. 
•    Дикое животное, живет в Африке, имеет большие уши и длинный нос.
•    Длинный транспорт, который состоит из нескольких отдельных частей, едет по рельсам, перевозит пассажиров или грузы.
•    Этот предмет можно найти на кухне, с одной стороны у него длинная ручка, а с другой – чаша, похожая на половинку от шара, им наливают суп или компот.

Оборудование: корзина или коробка, набор различных предметов для описания.

"Создание лабиринта"

Описание: Ребенок создает собственный лабиринт. Для этого можно использовать различные подручные средства, кубики, палочки, коробки, просто приклеить малярный скотч на пол или нарисовать мелом на асфальте. Затем предложите помочь игрушечной машинке или кукле пройти по нему, можно определить место, куда нужно дойти или заранее продумать вход и выход. Эта игра развивает пространственное мышление, умение планировать и прогнозировать.

Оборудование: блоки, кубики, коробки для создания лабиринта.

"Ориентируемся на карте"

Описание: заранее готовьте карту комнаты, квартиры или дома (можно нарисовать или распечатать на принтере), где малыш часто бывает или проживает. Он должен найти определенные объекты или места, которые указаны на карте. В конце пути ребёнка должен ожидать какой-либо приз или подарок, тогда игра станет еще более веселой и захватывающей. Такие задания помогают развивать пространственную ориентацию. В следующий раз можно поменяться с малышом ролями: он сам может попробовать составить аналогичную карту сокровищ.

Оборудование: карта с изображением объектов (можно отметить крестиком).

"Да - нет"

Описание: 
Вариант 1: ребенку предлагается угадать животное или персонаж сказки, задавая простые вопросы, на которые можно получить лишь ответы «Да» или «Нет». Всего можно задать только 10 вопросов. Чтобы сделать игру проще, можно использовать карточки, из которых малыш должен выбрать загаданный объект. Например:
•    Это животное домашнее? (Да)
•    Это животное пьёт молоко?(Нет)
•    Это животное грызет косточки? (Да)
•    Это животное гавкает? (Да)
•    Это собака!
Вариант 2: ведущий описывает простую ситуацию, а ребенок должен определить, может такое быть или нет. Например:
•    Картошка смотрит глазком в окно.
•    Кошка гуляет по крыше.
•    Пошел грибной дождик, т.е. дождик из грибов.
•    Мама варит борщ.
•    Папа читает газету на Луне.

Оборудование: не требуется. 

Онлайн задания на сайте «Разумейкин»

Задания на логику для дошкольников в форме онлайн-игры помогут ребенку потренировать умение определять важные признаки, классифицировать предметы, объединять их в группы и находить лишнее, устанавливать логические взаимосвязи между словами и предметами. А награды и похвала от гнома Разумейкина помогут в формировании адекватной положительной самооценки ребенка.  

Развитие мышления у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием речи, творчества, внимания, памяти, наблюдательности. Представленные в статье задания подойдут для разных детей, позволяя каждому развиваться в своем темпе и на своем уровне. 
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также