Невнимательный ребенок

516

“Ваш ребёнок невнимательный, постоянно отвлекается и не слушает меня на занятиях” — именно такие замечания, чаще всего слышат родители неусидчивых детей.
Можно ли сделать что-то с тем, что ребёнок невнимательный? Разбираемся сегодня с этой проблемой.

Начнем с того, что произвольное внимание, а именно эта характеристика позволяет сосредоточиться на одном виде деятельности, формируется к 5-6 годам. В более раннем возрасте если ребёнок отвлекается — это нормально, лобные доли головного мозга еще недостаточно развиты и восприятие быстро переключается на любой сильный стимул. С проблемами сосредоточенности на занятии сталкиваются прежде всего младшие школьники.

Как понять, что ребёнок невнимательный?

1.       Школьные задания делает быстро и не особо разбирается в деталях, может пропустить условия задачи или важное описание.
2.       Делает много ошибок, часто связанных именно с невнимательностью, а не знанием правил.
3.       Быстро устает от небольшого количества работы, начинает отвлекаться на посторонние дела.
4.       Часто витает в своих мыслях и мечтах — такие дети на уроках часто засматриваются на улицу вместо усвоения материала.
5.       Делает задания медленно из-за частого переключения внимания на другие факторы, например, на телефон.

 

Для начала расмотрим причины невнимательности

  • Гиперактивность — частая проблема, о которой говорят родители и педагоги. Однако, гиперактивность как диагноз, ставит врач, поэтому если нет подтверждения, не стоит навешивать ярлыки. И при таком диагнозе необходима соответствующая медикаментозная поддержка. Не стоит бояться врачей, потому что, в некоторых случаях, лучше пропить курс лекарств для поступления в мозг необходимых веществ, и после ребёнку станет легче общаться с другими детьми, жить и учиться.
  • Сильная возбудимость центральной нервной системы. Тут мы говорим о ведущем темпераменте — холерик. Это не расстройство, его не нужно лечить, это особенность нервной системы. Нервная система очень возбудима, а значит быстро приходит в движение и отвлекается на посторонние стимулы. Темперамент может определить психолог с помощью тестов.
  • Заторможенный и медлительный ребёнок — тоже особенность темперамента. Обычно это можно заметить уже в младенчестве, такие дети плохо сосут грудь и очень много спят. Если внимание такого школьника отвлечь, то потребуется время, чтобы снова включиться в работу.
  • Дефицит внимания со стороны родителей. Ребёнок не получает достаточно общения со взрослыми, ощущает недостаток заинтересованности в своей жизни, поэтому часто просит помощи и отвлекается на любой другой интересный предмет.
  • Частые или хронические болезни. У детей, которые пропускают много школьных занятий, успеваемость снижена по физиологическим причинам. Сложно войти сразу в образовательный процесс, когда пропустил несколько тем и абсолютно не понимаешь, что происходит. Сюда же можно отнести перегрузки, когда ребёнок не справляется со школьной программой, при сильном утомлении и стрессе, требуется в два раза больше волевых усилий, чтобы сосредоточиться на материале.
  • Отсутствие мотивации. Бывает, как в классе, когда у учителя не получается заинтересовать уроком детей, включить их в образовательный процесс. Так и дома, если родители никак не интересуются учёбой и не поощряют получать хорошие оценки.

Рассеянный или внимательный ребёнок — это не диагноз. Об этом стоит помнить родителям, и произвольное внимание можно тренировать, начиная даже с малого возраста.

Если по описанию выше, вы узнали своего ребёнка, эти рекомендации для вас.

  • При подтвержденном диагнозе гиперактивность, необходимо пропить курс препаратов, ходить на занятия с детским психологом или психотерапевтом.
  • Бесполезно ругать ребёнка, или использовать наказания. Давление извне порождает негатив и нежелание вообще учиться. Давайте достаточно эмоциональных “поглаживаний”: хвалите, играйте, обнимайте ребёнка.
  • Холерику нужно делать больше перерывов и чаще менять виды деятельности. Можно делать физ. минутки по 5-7 минут, если замечаете, что ребёнок начал отвлекаться.
  • При выполнении домашнего задания убирать посторонние стимулы: игрушки, телефон, раскраски. Создавать в комнате тишину и не отвлекать ребёнка.
  • Если ребенок пропускает много уроков, изученный материал лучше разбирать  с родителями или репетитором.

 

Упражнения и игры на развитие внимания 

Выбирайте те, которые понравятся вашему ребёнку. Помните, в игре главное — удовольствие от процесса.

  • Рисунки, где нужно соединить по точкам в правильном порядке, обычно соединить цифры по порядку, чтобы появилось изображение.
  • “Найди 10 отличий”. Картинки, где между двумя изображениями нужно найти отличающиеся элементы.
  • “Где спрятался?” На таких изображениях нарисовано множество элементов, среди которых нужно найти гномиков, человечков или других существ, если распечатаете, будет удобнее - можно раскрасить найденных.
  • Игра “Запрещенное движение”. Обычно проводится с группой детей, но можно адаптировать для игр со взрослым, или старшим ребёнком. Правила: выбирается ведущий (чаще всего взрослый) и запрещенное движение, например, нельзя поднимать руки вверх. Дети повторяют все движения за ведущим, если сделал запрещенное — проиграл.
  • “Следопыт”. Игра, которую лучше всего проводить в менее заставленной комнате. Ребёнок закрывает глаза или выходит из комнаты, взрослый прячет какой-нибудь предмет, например, ручку. Задача ребёнка найти её в этой комнате. Важно: предмет должен находится на виду. Можно заранее обговорить, места, куда не прячем, например, в шкаф, чтобы ребёнок не устраивал разнос.
  • Находим цифры по-порядку на картинке. Можно распечатать и играть несколько раз, пока ребёнок не выучит где расположены все цифры. (Пример картинки вначале статтьи).


Невнимательность может быть, как симптомом текущих проблем в жизни ребёнка, так и быть связанной с особенностями его физиологии. Важно понимать причину, исходя из которой строить дальнейшую коррекцию.

Терпения вам, уважаемые родители, и психологического здоровья!

На сайте «Разумейкин» ваш ребенок может выполнить онлайн упражнения на развитие внимания. 

 Автор: Педагог-психолог 
Растопчина Александра Николаевна

Онлайн занятия для детей:
Выберите возраст, затем нужный блок и тему занятий — и вперед, к новым знаниям и успехам!