Платить ли ребенку за оценки?

73

Перед началом нового учебного года родители часто задумываются, как поддержать мотивацию ребенка к учебе? Этот вопрос касается не только оценок, но и поведения на уроках, ведь бывает, ребенок хорошо учится, но при этом напрочь игнорирует школьные правила. И в какой-то момент каждый родитель задумывается: а не заинтересовать ли ребенка деньгами? Каждый выбирает свой вариант: кто-то платит за хорошие оценки и вычитает у ребенка за плохие. Кто-то вводит систему повышенных коэффициентов: не платит за «‎простые»‎ предметы — изо, труд, физкультура; за предметы, которые даются ребенку легко — платят половину, а за сложные предметы — полная оплата с подарками в четверти.

Давайте поговорим: хорошая ли это идея — платить ребенку за учебу? 

Доводы «‎Против»‎

Почему некоторые родители считают, что платить за учебу равняется убийству мотивации и интереса ребенка к учебе? 
    1. «‎Учеба это его священная обязанность, я не должна за это платить»‎. Казалось бы, учиться нужно самому ребенку, для того, чтобы в дальнейшем найти свое призвание и зарабатывать деньги. Но вспомните себя в 8-12 лет: такая далекая перспектива — зарабатывать деньги через 10-15 лет, а учиться сейчас — заинтересовала бы вас, когда кругом много таких интересных детских забав?
    2. «‎Метод кнута»‎ — когда ребенок только начинает получать деньги за успешные оценки, его мотивация стремительно взлетает, но после первой же неудачи он понимает систему штрафов и это резко снижает мотивацию. Тогда в большинстве детских голов созревает план: хорошие оценки любой ценой — списывание, жульничество с дневником и журналом, скачивание готовых домашних заданий и т.д. Качество знаний не волнует школьника, лишь бы получить «‎вознаграждение»‎. 
    3. Многие родители считают, что оплата оценок приводит в семью рыночные отношения, что сказывается на атмосфере между родителями и детьми. 

​ Доводы «‎За»‎

    1. Ребенка «‎легко»‎ промотивировать деньгами. Современные дети уже с 6-7 лет понимают, что такое деньги и как ими пользоваться (поэтому многие психологи советуют выдавать карманные деньги именно с 6 лет. Так легче донести до ребенка их ценность). Поэтому не нужно долго искать подход, и продумывать аргументы для мотивации — стоит всего лишь озвучить условия. 
    2. Такая мотивация все же работает. И странно это не признать: ребенок заранее знает, на что он хочет потратить еще не заработанные деньги. Поэтому стремится выучить уроки, лучше написать домашку или запомнить стих. 

Так что же делать: платить или не платить?

Каждый решает сам. Но минусы такой мотивации все же существенные. 

Большинство психологов советуют, если уж и поощрять ребенка деньгами, то делать это правильно. 
    1. Награждайте за ближайшие успехи. Не обещайте долгоиграющее награды. Например, получишь 1000 рублей, если хорошо закончишь четверть — это долго, такая цель будет “греть душу” первые 2-3 дня, а затем она забудется, цель потеряется.  Для такой мотивации важно, чтобы ребенок точно и четко ощущал плюсы от учебы. 
Ведь то же самое со взрослыми людьми: мы точно знаем, что занятия фитнесом принесут видимые результаты уже через 6 месяцев, но все равно многим не хватает грамотной мотивации, чтобы не бросить занятия уже через месяц. 
    2. Ставьте четкие цели. Гораздо проще договориться: 5 по математике — 50 рублей, по русскому — 100 рублей и т.д., чем «‎закончишь год хорошо — получишь новый телефон»‎. Во-первых — это долгая цель, во-вторых, неясно какие именно оценки по каким предметам это хорошо, в-третьих, как эту цель достигнуть. 
    3. Никогда не отказывайтесь от своих слов и выполняйте обещание.

Если не платить, то как повысить мотивацию?

Лучший вариант — не использовать деньги, как средство повышения мотивации, а вложить их в развитие здорового интереса ребенка. Дети от природы любопытны, роль родителя сводится к поддержанию этого интереса. 
5 советов для родителей: 
    1. Старайтесь чаще посещать с ребенком выставки, интересные экскурсии, галереи. Постарайтесь записать ребенка в интересные для него кружки и занятия. Главное правило: не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не интересно. Узнайте круг его интересов, и подбирайте занятия исходя из них. 
    2. Никогда не сравнивайте ребенка с кем-то. Единственный, с кем можно сравнивать ребенка — он в прошлом. При неудачах в учебе, напоминайте ему, что когда-то он уже сталкивался с трудностями, но успешно с ними справился. Например, когда-то ребёнку было сложно выучить состав числа, а значит вычитать и складывать. Но он научился, а значит может справиться с чем угодно, стоит только потрудиться.
    3. Подавайте пример и поощряйте его самостоятельность. В первую очередь, дети копируют поведение родителей. Если ребенок видит, что мама и папа читают книги, узнают что-то новое, ходят на выставки — то и ему это будет интересно. Подсознательно дети «‎зеркалят»‎ поведение своих родителей и стараются быть похожими на них. 
    4. Ставьте с ребенком цели в учебе, на секциях или в путешествиях. Когда ребенок научится самостоятельно ставить себе цели — он сам будет стремиться достигнуть желаемого.
    5. Рабочее место ребенка должно быть удобным, убранным, без завалов лишними бумагами. Ребенку проще садиться за уроки, если стол не нужно для этого освобождать от ненужных вещей.

Детское любопытство — лучшая мотивация для учебы. Онлайн площадка Разумейкин помогает детям развиваться и учиться, играя. Уроки построены таким образом, что ребенок получает информацию в доступном формате, выполняет игровые задания и закрепляет полученные знания, поэтому к каждому новому уроку он приступает с интересом и удовольствием. 
 

Онлайн занятия для детей:
Выберите возраст, затем нужный блок и тему занятий — и вперед, к новым знаниям и успехам!