Особенности развития в 9-10 лет

Ребенок 9—10 лет, как правило, заканчивает начальную школу. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни. К этому времени у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной деятельности. Это хорошо прослеживается при подготовке домашних заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых разной продолжительности. Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение. Кто-то для лучшего усвоения материала должен пересказать его вслух, кому-то достаточно просто прочесть учебник и др. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. 

Несмотря на различия в индивидуальном стиле учебной деятельности, все дети к концу начальной школы должны уметь учиться, то есть быть способными качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Для успешного дальнейшего обучения у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие общие учебные умения: 

1) слушать учителя; 

2) выделять главную мысль сообщения; 

3) связно пересказывать содержание текста; 

4) отвечать на вопросы к тексту; 

5) ставить вопросы к тексту; 

6) делать содержательные выводы на основе полученной информации; 

7) письменно выражать свои мысли; 

8) привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями, интернет-ресурсами и пр.); 

9) адекватно оценивать результаты собственной работы. 

Как видно из перечня, большинство этих умений опирается на мыслительные способности и развитую произвольность — умение управлять своими психическими процессами, эмоциями и поведением — которая является новообразованием данного возрастного периода. 

Овладеть данными умениями необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления ребенка. Для того чтобы понять, в какой степени ученик владеет некоторыми из основных 

приемов учебной работы, понаблюдайте, например, за тем, как он готовит пересказ. Читает ли весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?.. При затруднениях научите ребенка работать с учебным текстом по следующей простой методике. Попросите его прочесть первый абзац. Теперь пусть ребенок подчеркнет в нем ключевые слова или предложения (главные мысли). Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: “О ком (или о чем) говорится в этой части?” и “Что говорится (сообщается) об этом?” Затем попросите его, используя подчеркнутые выражения, составить план текста, а затем пересказать содержание с опорой на план. Навык связного пересказа необязательно развивать только на учебном материале: можно попросить ученика рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр. Если ребенку сложно, помогайте ему вопросами, переформулируйте недостаточно корректно построенные высказывания, уточняя, правильно ли вы его поняли. 

К концу начальной школы наиболее интересным для ребенка становится обучение через исследование. В этом возрасте ребенка интересуют не просто новые факты, но и причины, механизмы событий. Четвероклассники любят собирать самые разные коллекции — из растений, камней, значков и т.п., хотя пока для ребенка важно не качество, а количество экспонатов. Предложите ученику рассказать о своей коллекции членам семьи или друзьям, найдя материал для презентации самостоятельно. Можно совместно с ребенком изучить историю своей малой родины, жизнь знаменитых людей вашей местности, достопримечательности и др. Поощряйте детей к запоминанию как можно большего количества стихов, обогащающих их словарный запас, способствующих эстетическому развитию. Ребенку этого возраста наверняка понравятся рассказы о приключениях, героях, детстве известных людей, захватывающие истории о сверстниках. 

В четвертом классе основным механизмом познания окружающего мира остается учебная деятельность. В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д. 

Даже если ученик не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, у него непременно есть склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Пожалуйста, поддерживайте у него такие склонности, указывающие на более сильные стороны его развития. Однако не пренебрегайте тем, что у ребенка пока плохо получается. Часто от родителей можно услышать фразы "не дано", "ну, не математик он" и т.д. Вполне возможно, что ваш ребенок действительно обладает более выраженными гуманитарными способностями, но это, как правило, не означает, что он не может усвоить школьную программу по математике. Например, многие дети испытывают затруднения в решении текстовых задач. Прежде всего постарайтесь выяснить, где в мыслительной деятельности ребенка, направленной на решение задачи, происходит "сбой". Для этого попросите его размышлять над задачей вслух. Для получения объективной картины важно, чтобы ребенок не боялся сделать ошибку, договоритесь, что вы искренне хотите помочь ему, и избегайте любых критических замечаний. Часто оказывается, что ребенок не способен выстроить ход решения задачи. Можно предложить ему двигаться "с конца" по следующему алгоритму: что спрашивается в задаче? — могу ли я это сразу найти? — что надо знать, чтобы это найти? и т.д.

И не спешите переходить к новому типу задач, дайте ребенку почувствовать себя уверенно в отрабатываемом материале. Сайт «Разумейкин» предложит лучшие задания для детей 9-10 лет, благодаря которым ваш ребенок научится решать упражнения разной сложности.

В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется школьная мотивация, которая может быть: 

- негативной — ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов обучаемость низкая; 

- формальной — ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради того, например, чтобы пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя; 

- содержательной — ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны. 

Но жизнь ребенка, безусловно, не должна ограничиваться только школой и учебными заданиями. Посещая кружки, секции, клубы, дети погружаются в занятия, которые позволят им проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе. 

К 3—4 классу формируется самооценка ребенка. Она может быть адекватной, завышенной или заниженной. Если ребенок склонен себя переоценивать, обратите его внимание на неудачи и объясните, как их можно избежать. Гораздо сложнее скорректировать заниженную самооценку, которая часто связана с особенностями семейного воспитания. Поддерживайте ребенка, чаще хвалите его за малейшие достижения и не сравнивайте с другими детьми. Только успех порождает новый успех. А для этого ребенок должен верить в свои силы, знать, что самоценен и любим. 

Ребенок 9—10 лет активен, любит подвижные игры, приключения, физические упражнения, обычно не очень заботится о своей внешности. Для общения детей этого возраста характерна эмоциональность, неустойчивость контактов. Ребенок, как правило, стремится дружить с теми, кого одобряют родители, учителя. Однако постепенно дети начинают проявлять большую самостоятельность в общении, приспосабливаются к обществу вне семейного круга. При этом обычно они ищут группу ровесников того же пола, так как для девочек мальчики «слишком шумные», а для мальчиков девочки «слишком глупые». Родители должны обеспечить ребенку возможность общения с другими детьми во время прогулок, походов в гости. В этом возрасте бурно развивается чувство юмора, ребенок с удовольствием рассказывает забавные истории, подмечает смешное в жизни. Хорошо, если он может посмеяться над собой. Необходимо учить детей терпимости и самоконтролю: уважать права и чувства других людей; сначала думать, а потом делать; не позволять себе оскорбительные высказывания в адрес других и т.п. Выпускники начальной школы часто стремятся выглядеть бесстрашными, скрывают спрятанные в глубине души тревоги. Родителям надо быть чуткими, внимательными к эмоциональному состоянию, внутреннему миру своего подросшего ребенка. Разговаривайте с ребенком о его проблемах, научите его формулировать конкретную суть трудностей, совместно ищите способы изменения сложившейся ситуации.