В современном обществе все большую популярность набирает обучение навыкам осознанности. Если сформулировать кратко, осознанность предполагает воспитание в себе “внутреннего наблюдателя”, благодаря чему человек может познавать самого себя через свой собственный опыт, не подвергая полученные знания деформации, интерпретации и какой-либо иной умственной обработке. В результате человек способен осознавать свою жизнь и все происходящее с ним, получать пользу от каждого момента своей жизни, видеть взаимосвязи между прошлыми, настоящими и будущими событиями. Далеко не все взрослые относятся к себе и своей жизни осознанно, однако к этому важно стремиться и этому следует учить детей с самого раннего возраста.
Навыки осознанности положительно влияют на самочувствие, обучение, восприятие мира. Развивая “внутреннего наблюдателя”, человек приобретает такие способности, как:
- стрессоустойчивость;
- самоконтроль;
- стремление к самопознанию;
- сосредоточенность на моменте, высокая концентрация;
- избегание одних и тех же ошибок, возникающих вследствии “замкнутого круга” проблем и моделей поведения;
- свобода от зависимостей и вредных привычек;
- уверенность в себе, адекватная самооценка;
- умение отдыхать, расслабляться;
- понимание своего предназначения;
- построение гармоничных отношений с окружающими людьми;
- понимание себя, своих потребностей, мыслей, эмоций;
- работа со страхами и внутренними конфликтами;
- понимание причинно-следственных связей событий;
- видение себя, своих поступков как бы “со стороны”;
- получение удовольствия даже от обычных повседневных процессов;
- мудрость, духовность;
- профилактика психосоматических заболеваний.
Человек, не практикующий осознанность, бессилен перед влиянием:
- стресса, волнения, беспокойства;
- раздражительности, гнева;
- зависти;
- тревоги, страха;
- неуверенности;
- уныния, депрессии;
- замкнутости, стеснения;
- зависимостей, вредных привычек;
- мнения окружающих, критики.
Именно для того, чтобы не погрязнуть в негативных эмоциях, психосоматических расстройствах, неудавшихся отношениях, неуверенности в завтрашнем дне и прочих спутниках неосознанной повседневности, стоит освоить mindfulness-практики и обучить этому детей. Изучить базовые принципы осознанности совсем не сложно. Однако здесь важна добровольность, систематичность и четкое понимание смысла. Поэтому прежде, чем приступать к воспитанию осознанной личности в ребенке, его нужно заинтересовать, объяснить значение нового для него опыта, поделиться собственным опытом и мыслями. Разумеется, обучать детей можно только тогда, когда родители сами будут уверенно практиковать осознанность и им будет чем поделиться с детьми.
Само слово “осознанность” (“mindfulness”, как еще принято называть практики осознанности) довольно сложное для восприятия даже взрослого человека, поэтому, объясняя его суть детям, следует употреблять общепринятые, понятные ребенку определения. Осознавать — значит замечать, понимать, чувствовать. Тренировка осознанности дает человеку возможность лучше слышать себя, ощущать свое тело и мысли, понимать свои эмоции и потребности, фиксировать внимание на настоящем моменте и проживать его в максимальной гармонии.
С чего следует начать практику осознанности вместе с детьми? Конечно, с игр! С их помощью ребенок познакомится с различными элементами осознанности без специальных усилий, он сможет развивать свои первые навыки увлеченно и беззаботно.
- Игра с мыльными пузырями может стать отличной практикой осознанности для детей. Предложите надувать каждый пузырь максимально сосредоточенно, отслеживая всякое новое изменение шара и свои собственные ощущения: как наполняются легкие, надуваются щеки, как воздух через губы тоненькой струйкой перетекает в пузырь. Чем подробнее будут ощущения ребенка, тем лучше. Такое игровое упражнение можно придумать с чем угодно: надуть воздушный шар, погасить свечу, разжечь погасшие угли костра, отправить в полет парашютики одуванчика… Главное во всем этом — максимально сосредоточиться на дыхании, фиксировать момент взаимодействия дыхания с внешним миром.
- Заведите с ребенком свою “баночку осознанности”. Для этого в банку с водой нужно добавить немного обычного клея и блесток. Подойдет также сувенирный шар со снегом или что-то аналогичное. Ребенок трясет такую баночку, а затем наблюдает, как растревоженные блестки или снежинки медленно оседают, обретая привычное спокойствие, а вода снова становится прозрачной. Во время таких наблюдений расскажите детям, что наши мысли в моменты сильного волнения, тревоги или злости ведут себя точно так же: они мечутся внутри нас, делая наше сознание мутным, отчего нам становится сложно принимать верные решения. Но стоит нам немного подождать, дать своим снежинкам-мыслям успокоиться, как все само собой приходит в порядок и думать становится гораздо легче.
- Игры на осязание и распознавание предметов — прекрасный способ развивать осознанность. Спрячьте в сумку или мешок несколько различных по текстуре и ощущениям предметов и предложите детям не глядя найти их и узнать. Будет здорово, если они при этом подробно опишут свои ощущения при ощупывании предметов. Чем больше информации они смогут дать, тем лучше.
- Вкусовые ощущения также можно тренировать вслепую. Для этого подготовьте различные продукты (например, изюм, кусочек фрукта, капельку меда) и предложите детям угадать, что они пробуют. Здесь, как и в предыдущей игре, приветствуется максимально информативное описание ощущений. Дети должны тренироваться чувствовать каждую малейшую деталь всего, что с ними происходит. Предложите поиграть в такую же игру с запахами.
- Слушать звуки очень полезно для тренировки навыков осознанности. Особенно приветствуются такие предметы, от которых получаются вибрации и колебания. Отлично подойдут колокольчики. Можно также использовать музыкальные инструменты (струна, клавиша) или просто стучать ложкой или палочкой о стакан или кастрюлю. Важно во время упражнения сохранять молчание и погрузиться в свои ощущения. Что слышит ребенок во время звучания колокольчика? Что он слышит, когда колокольчик затихает?
- Предложите ребенку выбрать в доме один волшебный предмет (или одно волшебное место), который станет всем домочадцам напоминать об осознанности всякий раз при контакте с ним. Договоритесь вместе о таком необычном ритуале осознанности. Например, можно выбрать вечернее умывание и всякий раз, когда вы с ребенком идете чистить зубы, максимально концентрировать ваше внимание на этом моменте.
- По дороге в сад или школу устраивайте “внимательные прогулки”: обращайте внимание на любые необычные звуки, движения — на все, что происходит вокруг и чего вы обычно не замечаете. Предложите ребенку пофантазировать, будто у него открылись новые суперспособности: он теперь может слышать каждый шорох падающего листа, видеть каждого жучка в траве. Позволяет время — остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, закройте глаза, прислушайтесь… Можно устраивать такие “осознанные походы” специально, отправляясь на выходных в парк, лес или к речке.
Не переживайте, если сразу получится не очень хорошо. На самых первых порах ваша задача — увлечь, заинтересовать и рассказать об осознанности как таковой. Поэтому постарайтесь ничего не усложнять, дайте детям время научиться получать удовольствие от опыта осознанности. С каждым разом у ребенка будет получаться все лучше, а вы сможете добавлять новые элементы, превращая простые игры в настоящие mindfulness-практики.
Автор: педагог-психолог Антонина Валевич