Развитие памяти у дошкольников

Память у дошкольниковБез памяти человек не мог бы иметь опыт, знания и навыки, необходимые в повседневной жизни. Мы рождаемся с одной формой памяти и по мере взросления к зрелому возрасту приобретаем совершенно иные ее формы. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее активное формирование и развитие всех видов и функций памяти. Этот период является самым благоприятным для улучшения способностей к запоминанию у ребенка. От того, как в дошкольнике будут развиты и воспитаны эти способности, во многом будет зависеть его успешность в обучении и возможности памяти на протяжении всей жизни. Вот почему так важно не упустить момент и  тренировать память ребенка в дошкольном возрасте.

Память — это отражение всего, что есть в опыте человека. Сначала мы запоминаем предмет, событие или ощущение, затем сохраняем это, а после при необходимости воспроизводим. Кроме того, благодаря памяти человек способен узнавать и припоминать что-либо.

Память бывает очень разнообразна, выделяют огромное множество различных ее видов и классификаций.

1. По длительности хранения информации память может быть:

  • мгновенная;
  • кратковременная;
  • промежуточная или оперативная;
  • долговременная;
  • генетическая.
  • 2. По участию воли в процессе запоминания память делят на:
  • произвольную;
  • непроизвольную.
  • 3. По объекту и способу обработки информации существует память:
  • образная:
    - зрительная;
    - слуховая;
    - вкусовая;
    - обонятельная;
    - осязательная;
    - двигательная;
    - эмоциональная
  • словесно-логическая.
  • 4. По участию мышления в процессах запоминания выделяют память:
  • механическую;
  • логическую.

В дошкольном возрасте преобладает образная память. С освоением речи начинает активно развиваться словесно-логическая память. У младших дошкольников все процессы запоминания имеют непроизвольный характер. Ребенок легко сохраняет в памяти все необычное и интересное и совершенно не способен заставить себя запомнить что-то специально. Только к 4-6 годам у детей появляется произвольность памяти, когда они начинают запоминать что-то выборочно и прилагают для этого определенные усилия. Дошкольник, хорошо освоивший речь, может заучивать стихи, однако он делает это, по большей части, механически. Логическая память формируется с развитием мыслительной деятельности ребенка. Понимать смысл и запоминать, опираясь на него, могут далеко не все младшие школьники.

Когда у ребенка формируется определенный багаж личного опыта, новую информацию он запоминает, связывая с полученной ранее. Для этой связи используются различные ассоциации.

Важно понимать, что ведущей для дошкольников является игровая деятельность. Ребенок гораздо быстрее запомнит любую информацию, полученную во время игры, чем в процессе занятий и целенаправленного обучения. Многократное повторение также способствует быстрому и долговременному запоминанию. Так, дошкольник дословно воспроизводит сказку или мультфильм, если видел или слышал их много раз подряд.

Как родители могут помочь дошкольнику развивать память?

  • Для того, чтобы запомнить произвольно, ребенку нужна мотивация. Он должен понимать, зачем ему что-то помнить. Побуждайте дошкольника воспроизводить его личный опыт: пусть он вспомнит и расскажет что-нибудь о прошедшем дне, например.
  • Дошкольник часто не может запомнить, если не понимает смысла. Объясняйте ему слова и фразы, вызывающие сложности. Запоминая механически, ребенок допускает ошибки, искажает или видоизменяет фразы. Замечая это, сразу же старайтесь растолковать непонятное.
  • Обязательно стимулируйте ребенка запоминать важную информацию: даты рождения, адреса, полные имена родственников. Для более быстрого результата регулярно спрашивайте у ребенка эти данные.
  • Богатство словарного запаса ребенка напрямую связано с его мыслительной деятельностью и памятью. Больше читайте дошкольнику, предлагайте пересказывать прочитанные сказки или воспроизводить их по картинкам.
  • Проводите совместные вечера весело, играя в разнообразные настольные игры “Мемори” или “Мемо”. Такой досуг принесет массу приятных эмоций, положительно скажется на семейных взаимоотношениях и, разумеется, будет способствовать развитию образной памяти у дошкольника.

Игры для развития памяти у дошкольников

  1. “Я знаю 5…”
    Для этой игры понадобится мяч. Ребенок берет его в руки, отбивает от пола, при этом в ритме отскоков мяча говорит: “Я знаю 5 фруктов: яблоко, груша, персик, лимон, киви”. Задача родителей — предлагать ребенку группы, в которых он может вспомнить 5 слов. По таким же правилам можно играть без мяча, в очереди, на прогулке или в поездке. Такая игра прекрасно развивает мышление и ассоциативную память.
  2. “Воспроизведи рисунок”
    Взрослый рисует что-нибудь произвольное и не очень сложное на бумаге, затем показывает рисунок ребенку. Ребенок запоминает изображение и пытается его повторить, перерисовать по памяти. Для детей постарше задание можно усложнить, предложив воспроизвести какую-то отдельную деталь рисунка. Это упражнение тренирует зрительную память.
  3. “Играем в слова”
    Правила аналогичны известной игре в города: придумайте слово и предложите ребенку назвать другое, которое будет начинаться на последнюю букву вашего. Такие игры тренируют не только слуховую память, но и фонематический слух ребенка.
  4. “Я тебя веду”
    У ребенка закрыты глаза, взрослый становится за его спиной и опускает руки на его плечи. В таком положении взрослый проделывает несложный маршрут, ведя ребенка перед собой. Задача дошкольника — повторить затем этот же маршрут уже с открытыми глазами. Упражнение предназначено для развития двигательной памяти.
  5. “Картинки с прогулки”
    Во время прогулки с ребенком обращайте его внимание на разные мелочи и детали: дорожные знаки, автомобили и собак, номера домов, вывески и витрины. Вечером предложите ребенку вспомнить эту прогулку, описать или нарисовать ее. Регулярное повторение этой игры позволит дошкольнику узнавать что-то новое об окружающем мире, а также развивать не только слуховую и зрительную память, но внимание, воображение, восприятие.

У нас на сайте “Разумейкин” есть разделы, разработанные специалистами именно для развития памяти детей разного возраста. В процессе такой игры дошкольник легко и эффективно тренируется запоминать недостающие предметы, изменения на картинках или сюжеты простых рассказов. Попробуйте и убедитесь в эффективности онлайн-занятий!

Онлайн занятия для детей 3 — 10 лет:
  • развитие внимания, памяти, логики;
  • подготовка к школе, помощь в освоении школьных предметов;
  • расширение кругозора — знакомство с биологией, географией, физикой, химией.