По стандартам образования дошкольник должен пересказывать 30% от смысла текста, младший школьник - 50%, а старший школьник от 60% и более. Пересказ — это умение рассказать прочитанное своими словами, уловив суть текста. При пересказе ребенок задействует мышление, память, словарный запас, логику и эмоции. Учителя младших классов считают, что лучше всего учить ребенка пересказывать текст до школы. Но что делать если ребенок уже учится в школе, объем заданного материала для пересказа растет, а школьник все так же сталкивается с трудностями?
В школах принята следующая методика обучения пересказу:
1. Внимательное прочтение текста.
2. Разбор и объяснение незнакомых слов.
3. Выявление главной мысли прочитанного.
4. Ответы на вопросы по тексту.
Взаимосвязь чтения и пересказа
Нередко невозможность пересказа или его низкое качество связаны именно с чтением — вне зависимости от возраста. Чтение и понимание прочитанного — это разные процессы. Ребенок читает, но у мозга ресурсов хватает только на озвучивание слов и соединение букв, а не на осмысление прочитанного. Ребенок может прочесть один раз, а может пять раз, одну страницу или десять — ситуация не изменится. Заданный текст не становится понятнее, но у малыша формируется стойкая неприязнь к чтению.
Поэтому важно понять 2 основных момента:
1. проблема не решается повторным чтением текста,
2. множественное чтение только ухудшает настрой школьника.
Для улучшения навыка чтения и осмысления текста не делайте упор на скорости чтения, но прокачивайте когнитивные функции мозга: внимание, память, логику, быстроту реакции.
В этом помогут, например, следующие упражнения:
1. Пазлы. Такая простая игра как пазлы развивает внимание, логическое и образное мышление.
2. Игра Алфавит. Распечатайте буквы алфавита в нескольких копиях. Предложите ребенку собирать слова различный длинны: от 4 букв. Игра помогает лучше запомнить буквы и легче узнавать их во время чтения.
3. Игра в слова и различные ее варианты:
- Придумывать слова на одну и ту же букву и произносить их по очереди — кто больше.
- Придумывать слово на последнюю букву предыдущего слова.
- Написать на бумаге длинное слово и придумывать новые из этого слова.
Все эти варианты игры способствуют увеличению словарного запаса. Ребенок легче читает и узнает уже знакомое слово, оставляя мозгу ресурсы для осмысления прочитанного.
4. Пересказ коротких текстов в 3-5 предложений. Берите короткие и законченные по смыслу рассказы.
Кроме улучшения навыков чтения и расширения словарного запаса существуют различные техники для того, чтобы научить ребенка пересказывать текст.
Техники пересказа текста
Все техники пересказа подходят как для дошкольников, так и для детей школьного возраста.
1. Пересказ по иллюстрациям. Для малышей отлично подойдут иллюстрации в книжках, а для детей постарше возможно нарисовать опорные картинки самостоятельно или распечатать из интернета. Попросите ребенка после прочтения текста самостоятельно разложить картинки в связи с развитием сюжета, и пересказать текст с опорой на них.
2. Пересказ от первого лица. Попросите ребенка представить себя на месте главного героя и рассказать текст от собственного имени. Это упражнение подходит для малышей и младших школьников. С детьми 3 класса и старше лучше делать пересказ от нескольких лиц, с описанием их эмоций и объяснением причин поступков.
3. Пересказ в лицах или игра в театр. Способ подходит для малышей — вести пересказ от имени кукол. Но тут понадобится помощь взрослых: малыш озвучивает одного героя, а родитель другого.
4. Пересказ по плану. Метод подходит для школьников: чем старше становится ребенок, тем короче план. Способ учит выделять главную мысль из коротких отрезков текста, а затем соединять их воедино.
Попробуйте эти методы и найдите наиболее подходящий для своего ребенка. Кроме этого, можно задействовать упражнения на пересказ.
Упражнения для легкого пересказа
1. Напишите предложение и разрежьте его по словам. Предложите ребёнку собрать его по смыслу.
2. Подготовьте короткий текст, законченный по смыслу — это важно. Предложите ребенку прочитать текст и зачеркнуть лишние слова так, чтобы смысл текста сохранился.
3. Упражнение схожее с предыдущим: прочитайте текст, пусть ребенок подчеркнет только нужные опорные слова, по которым можно воспроизвести текст.
Для тренировки чтения подбирайте правильные книжки: чем младше ребенок, тем меньше и проще должен быть текст. Ориентируйтесь на такую величину текста, при которой ребенок может прочитать историю полностью за 1 раз. Для младших школьников это могут быть стихи, небольшие сказки, рассказы или книги, состоящие из отдельных историй с одними и теми же героями.
Ребенку, умеющему читать и пересказывать прочитанное, легче дается учеба в школе по любым предметам, не только по чтению — в математике важно понимать условия задач, в русском языке — правила, а по окружающему миру без понимания и умения пересказывать вообще не обойтись.
Понимание прочитанного строится на развитых когнитивных способностях: память, внимание, логика, мышление. На развивающей платформе Разумейкин вы найдете готовые задания на развитие этих способностей, а также курсы, направленные на обучение чтению и понимание прочитанного. Мы разработали задания соответственно возрасту детей, вам останется лишь выбрать раздел и приступить к занятиям.