Подготовка к школе детей 5-6 лет

434

Когда до школы остается чуть больше года, лето – идеальное время для начала подготовки ребенка к поступлению в школу. Заблаговременная подготовка поможет сделать этот важный этап — поступление в школу и начало школьного обучения — комфортным и менее стрессовым как для ребенка, так и для родителей. 

Основные направления подготовки к школе для детей 5-6 лет

Кажется, что до школы еще много времени, но его нужно использовать правильно. Малышам, которым предстоит поступать в школу через год, можно начинать готовиться к этому событию не только с психологической точки зрения, но и формировать необходимые навыки и умения. На этом этапе, в первую очередь, важно уделять внимание не обучению чтению и письму, как основным навыкам, а развитию когнитивных функций (памяти, внимания, мышления, речи) и самостоятельности. Особенно актуально это в летний период, когда для этого много времени и возможностей.

Развиваем память дошкольников

Память у детей 5-6 лет активно развивается.  В этом возрасте они обладают хорошей кратковременной памятью, но долговременная требует особой тренировки. Малыши лучше запоминают информацию, которая связана с визуальными образами и эмоциональными переживаниями. Также начинает формироваться произвольная память, то есть запоминание усилием воли через осознанное восприятие.

Способы развития

  • Визуальные ассоциации

Используйте карточки с изображениями или создавайте визуальные ассоциации с новыми словами и понятиями. Такой подход поможет легче запомнить и воспроизвести информацию. Например, используйте карточки с изображением различных ягод во время рассказа о них, потом в магазине или на даче, попросите найти эти ягоды и вспомнить услышанное ранее.

  • Ритм и рифма

Песенки и стихи с ритмом и рифмой — отличный способ для запоминания. Ритмичные и рифмованные строки легко откладываются в памяти. Можно сочинять чистоговорки вместе с ребенком во время прогулки в парке об увиденном, например: 
Ла-ла-ла- весело жужжит пчела.
Ке-ке-ке - рыбка плещется в реке.

  • Игры на развитие памяти

Игры, такие как "мемори" или "найди пару" улучшают внимание и память. Также полезны задания, где нужно запоминать последовательность действий или предметов. Например, назовите ребенку несколько слов на летнюю тему, пусть малыш их повторит и придумает несколько своих. На платформе «Разумейкин» представлены онлайн задания для развития памяти дошкольников, которые в форме онлайн игры помогут потренировать и развить память и внимание. 

Развитие воображения

Воображение играет важную роль в развитии творческого мышления ребенка и его подготовке к школе. Дети этого возраста обладают богатым творческим мышлением, что позволяет им сочинять сказки и придумывать персонажей на заданную тематику, рисовать несуществующих зверей и вымышленные миры. 

Способы развития

  • Чтение художественной литературы

Чтение сказок и рассказов стимулирует воображение и позволяет детям погружаться в разные миры, расширяя их кругозор. Можно устроить пикник на природе и почитать с малышом любимые сказки.

  • Рисование, лепка и т. п.

Творческие занятия, такие как рисование и лепка, дают детям возможность выразить свои фантазии и идеи в материальной форме, а также отлично развивают мелкую моторику рук. В летний период можно соорудить вместе с детьми шалаш на дачном участке, заняться поделками из природных материалов или сделать клумбы для цветочных фей.

  • Игры с конструкторами

Игры с конструкторами позволяют детям создавать необычные предметы и персонажей, развивая пространственное мышление и воображение. Особенно хорошо это получается, если ребенок придумывает конструкции сам, без использования схем и подсказок. Сборка конструктора по схеме прекрасно тренирует усидчивость и внимание.

Развитие мышления 

В этом возрасте у детей формируется оперативный тип мышления, который позволяет им решать более сложные логические задачи. Ребенок учится классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи и использовать пространственное воображение. Это время перехода от конкретного к абстрактному мышлению, но главным пока остается наглядно-образное мышление. 

Способы развития

  • Игровые методики

Игры — это не только развлечение, но и мощный инструмент обучения. Различные логические игры, такие как пазлы, конструкторы и игры на соответствие, помогают развивать аналитическое мышление. Например, подготовьте карточки с числами и попросите разложить ягоды, собранные в огороде, в соответствии с содержанием карточек.

  • Разгадывание загадок и ребусов. 

Во время прогулки в лесу или в парке поиграйте в загадки. Взрослый описывает предмет, который есть в зоне наблюдения, а ребенок должен его найти и назвать. Потом можно поменяться ролями. 

  • Эксперименты и исследования

Проведение простых научных экспериментов и наблюдений за окружающим миром побуждает детей задавать вопросы и искать ответы, что является основой научного мышления. Летом на улице можно придумать массу увлекательных занятий, например, надувание огромных мыльных пузырей или наблюдение за муравьями.

Развитие речи

Развитие речи играет ключевую роль в процессе подготовки к школе. В возрасте 5-6 лет дети уже обладают базовым словарным запасом и могут строить простые предложения. Однако в этом возрасте речь ребенка продолжает активно развиваться. Дети начинают использовать более сложные грамматические конструкции и расширять свой словарный запас, речь становится более эмоциональной и выразительной. 

Способы развития

  • Активное слушание 

Чтение книг является одним из лучших способов развития речи. Это обогащает словарный запас и расширяет кругозор. Но важно правильно читать ребенку сказки — эмоционально и чётко. После прочтения обязательно нужно обсудить сказку, кто из главных героев понравился ребенку, где происходили события, найти новые непонятные слова. Также можно рассматривать иллюстрации и подбирать к ним отрывки из прочитанного произведения. 

  • Рассказывание историй

Побуждение ребенка рассказывать свои собственные истории развивает творческие способности и умение выражать свои мысли. Кроме того можно предложить подобрать как можно больше признаков к одному предмету. Например, во время сбора урожая, попросите ребенка описать яблоко или помидор, как будто он никогда раньше не видел его.

  • Общение с окружающими

Регулярное общение с взрослыми и сверстниками помогает детям учиться правильно строить предложения и развивать диалогическую речь. Учите ребенка во время летних игр на площадке правильно знакомиться с другими детьми, здороваться, прощаться, вежливо разговаривать со взрослыми и т. п.

Развитие самостоятельности

В возрасте 5-6 лет дети начинают лучше контролировать свое поведение, оно становится более произвольным. Поэтому тренировка самостоятельности и произвольности действий приводит в этом возрасте к хорошим результатам.

Способы развития

  • Очень важно соблюдать режим дня, это учит малыша самостоятельно распределять время и контролировать себя. Сделайте плакат, где прописаны основные виды деятельности на день. Пусть ребенок сверяется с ним и учится отслеживать свою деятельность и время по часам.
  • Учите малыша убирать за собой вещи и игрушки в конце дня, посуду со стола после еды, протирать стол после рисования и т.п. 
  • Тренируйте навыки самостоятельного одевания, раздевания, застегивания пуговиц и молний, завязывания шнурков — все эти навыки очень пригодятся ребенку, когда он пойдет в школу, а кроме этого это отличная тренировка мелкой моторики. 

Физическая активность

Важная составляющая полноценного и гармоничного развития — это физическая активность. Упражнения улучшают не только физическое, но и умственное здоровье. Занятия, требующие координации движений, такие как танцы, игры с мячом положительно влияют на развитие мышления. 

  • Предлагайте ребенку повторять различные новые последовательности движений — ходьбу спиной вперед, прыжки, хлопки и т.д. Например, три шага назад, прыжок на месте, два хлопка в ладоши за спиной, наклон вперед так, чтобы достал пятки ручками. Потом в другой последовательности или другие движения. 
  • Играйте в игру, когда ребенок должен выполнить определенное движение по условному сигналу, например, по хлопку — начать прыгать на правой ноге, по свистку — остановиться, при произнесении условного слова (например, лес) — выполнить условное действие (например, поднять руки вверх). Эта игра веселая, нравится детям и очень хорошо тренирует внимание. При этом условий должно быть не много — 3-4 условных сигнала. 

Мелкая моторика 

Очень важно развивать руку для освоения письма в будущем. Можно начать учиться писать печатные буквы и цифры. Покажите малышу как правильно штриховать фигуры и рисовать узоры по клеткам. И конечно не забывайте про творческие занятия: рисование, вырезание, бисероплетение, лепка и т. д.

Советы родителям дошкольников

  • Занятия лучше всегда проводить в игровой форме — когда малышам весело и интересно, процесс обучения идет быстрее. 
  • Занятия не должны превышать 15-20 мин, так как концентрация внимания еще низкая и дети быстро начинают уставать и отвлекаться. 
  • Повторение — ключ к закреплению информации. Повторяйте новый материал несколько раз в разные дни, чтобы информация перешла из кратковременной памяти в долговременную.
  • Обязательно чередуйте физическую и умственную деятельность. 
  • Помните, что малыш только учится и многое у него может не получаться с первого раза. Поддерживайте и хвалите его даже за самые маленькие успехи и, конечно, за старание! 

Подготовка к школе не должна превратиться в «учебу за столом» — важно, чтобы занятия развивали необходимые навыки и при этом приносили ребенку радость и удовольствие, чтобы он чувствовал свой успех — именно такой подход реализован в онлайн занятиях для подготовки к школе на платформе «Разумейкин». 
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Читайте также