Прочесть — не значит понять

«Ваш ребенок быстро читает, но не понимает и не может пересказать, что именно он прочитал» — такие фразы не редкость на школьных собраниях начальных классов. Родители удивляются: «Ребенок же читает, как он может не понимать прочитанного?» 
 

Чтение — это не просто механическое преобразование букв в слова, но и способ принятия и обработки информации, дальнейший ее пересказ. 


Важно как можно раньше распознать, что ребенок не понимает прочитанное, пока объем текстов и заданий не велик. Это легко сделать, задавая вопросы по тексту, например по прочитанной сказке.  Без ответов на вопросы ребенок сам может не обратить внимание на то, что он  не понимает смысла того, что прочитал. 

 
Почему ребенок не понимает прочитанное и что с этим делать? 

1.    Нагрузка и усталость. Современные школьники живут в мире колоссальных нагрузок, высокого темпа обучения. Нередко, ребенок читает фразу и коверкает ее смысл, потому что стремится выполнить задание как можно быстрее, чтобы перейти к следующему. Ребенок пытается соответствовать ожиданиям взрослого, он испытывает колоссальный стресс, что приводит к хронической усталости и снижению успеваемости
2.    Автоматическое чтение — ребенок тараторит текст, не вникая в его смысл. К сожалению, очень часто взрослые в первую очередь уделяют внимание скорости чтения, а не его качеству. Пока ребенок учится читать, не гонитесь за скоростью — лучше читать более медленно, но вдумчиво. 
3.    Небольшой словарный запас. Ребенок может прочитать слово, но не знать его значения и потерять от этого смысл всего предложения или даже текста. Объясните ребенку, что непонятные или незнакомые слова он может спрашивать у взрослых. 

Существуют и другие факторы, влияющие на понимание прочитанного, но это основные. 

Игры для развития осмысленного чтения:

1.    Пазлы из слов, словосочетаний и предложений. Взрослый пишет на бумаге слово и разрезает его на кусочки, предлагая ребенку сложить “пазл”, со временем задача усложняется до предложений. 
2.    Слово потерялось: взрослый читает текст и пропускает слова, задача ребенка угадать какие слова были “потеряны”.
3.    Игры на расширение словарного запаса: предлагаем ребенку перечислить как можно больше слов на загаданную букву. Эта игра прекрасна тем, что играть в нее можно по дороге в садик или школу или в любом месте, т.к. она не требует никаких материалов и подготовки. 
4.    Детский Скрабл: игра на составление слов в детском формате, расширяет словарный запас ребенка
5.    Эрудит: от простых слов к сложным. Играя со взрослым ребенок не только расширяет словарный запас, но и улучшает правописание.
6.    Театр по прочитанной сказке: взрослому понадобится реквизит, можно использовать обычные игрушки или купить готовый кукольный набор под определенную сказку. Задача ребенка прочесть сказку, и попытаться вместе со взрослым ее воспроизвести при помощи кукол.

Что делать, если ребенок не понимает прочитанное? 

Для начала родитель должен четко понимать, что ребенку тяжело, он не создает проблем намеренно, ему нужна помощь, а недовольство взрослого только ухудшит ситуацию.
1.    Убедитесь, что ребенок уверенно знает все буквы алфавита. Не по азбуке или кубиками, а по тексту, где нет картинок, способных подсказать.
2.    Не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Наоборот, можно останавливать ребенка и задавать ему уточняющие вопросы, особенно по поводу слов и фраз, чтение которых вызвало затруднения.
3.    После прочтения текста обязательно обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы, чтобы удостовериться, что ребенок понял, что прочитал. 
4.    При заучивании наизусть стихов также уточняйте, понимает ли ребенок их смысл. При необходимости объясняйте непонятные слова.
5.    Пусть ребенок читает, как ему удобнее: подчеркивая линию текста линейкой, листом или пальцем. Проблема, которой родители не придают значения: линия. Ребенок может просто сбиться и запутаться в обилии текста, поэтому важно подчеркивать читаемую строку.
6.    Предлагайте ребенку книги с крупным текстом, короткими фразами, интересным сюжетом. 
7.    Ребенок, не понимающий прочитанного, уязвим в школе на уроках. Просмотрите задание на следующий день, разберите то, что будет непонятно — так ребенок почувствует себя увереннее.
8.    Обязательно поддерживайте ребенка, обращайте внимание даже на самые незначительные его успехи. 

В любом деле главное — практика. Возможно, успех придет не сразу, но со временем, при регулярных занятиях, ребенок начнет понимать смысл прочитанного. 
На сайте “Разумейкин” вы найдете уроки разных уровней сложности для развития навыков чтения и понимания прочитанного. Курс "Учимся читать" поможет ребенку научиться читать и понимать прочитанное. Задания из раздела "Чтение" в курсах Обучение для каждого возраста помогут в игровой форме научиться понимать смысл прочитанного.  

 

Онлайн занятия для детей:
Выбери возраст — и вперед, к новым знаниям и успехам!