Повышаем грамотность: запоминаем правила и словарные слова играя

626

Первый класс как фундамент дома: не сделаешь его правильным и крепким — поедет весь каркас. Казалось бы, что такого сложного: выучить буквы, запомнить сложение и вычитание, научиться писать. Но как ни крути без «жи — ши пиши с буквой и» - проблем с грамматикой не избежать. Только что делать, если правила русского языка у ребенка от зубов отскакивают, но в тетради он упорно пишет  с ошибками? Тетрадь для словарных слов заполнена, но на уроках все равно проблемы с их написанием?

Как запомнить словарные слова

Учителя начальных классов советуют работать с трудными и словарными словами, используя следующую схему из 6 этапов:

  1. Прочитать слово. Важно: даже если ребенок читает хорошо, читать нужно медленно и по слогам.
  2. Составить слово при помощи букв магнитного алфавита или вырезанных из картона. Главное, чтобы ребенок составил слово сам и потрогал каждую букву.
  3. Разделить слово на слоги, посчитать сколько в нем гласных и согласных букв.
  4. Найти букву, которая вызывает затруднение (ошибку) и выделить ее цветом, размером.
  5. Придумать предложение со словом или загадку к нему.
  6. Записать слово несколько раз, меняя его в падеже, числе, лице. При этом ребенок обязательно проговаривает все в слух.

Часто этот метод запоминания используют на уроках. Метод хороший, но это не значит, что он подходит всем детям без исключения. А иногда слово попадается особенно сложное, такое, что малыш и прочитал, и написал, и разобрал, а потом все равно совершает в нем ошибку. Для таких случаев существует немало методик и игр на словарные слова.

Игры для запоминания словарных слов

1. Игра «Беглая гласная». Подготовьте для ребенка карточки со словами, которые он изучал на днях. В словах исключаем все гласные буквы: клндрь — календарь, мрквь — морковь,  кржв — кружево. Возможно подчеркнуть места, где пропущены буквы. Задача ребенка отгадать слово и написать его правильно.

2. Картинки — ассоциации. Игра подойдет для творческих детей, которые любят рисовать. Суть метода: в проблемном слове, которое никак не запоминается, разрисовать «опасную» букву. Если ребенок пишет «сАбака», то нарисуйте букве «о» ушки, носик и глазки. Создавайте такие картинки-слова и развешивайте их в комнате ребенка как в галерее. Пусть они будут перед глазами художника.

3. Ассоциации и созвучия. Чем-то этот метод напоминает заучивание иностранных слов. Метод заключается в том, что вы либо придумываете к слову ассоциацию «кАпуста — зАяц» или разбиваете слово на созвучие: лягушка — ляг у ушка. Главное в игре: ребенок должен придумать свои ассоциации и созвучия, понятные ему. Этот метод — как личный шифровальный код: ключ только у тебя.

4. Кроссворд, ребус. Игру можно взять в свободном доступе в интернете или же составить свой вариант для ребенка. В дальнейшем игру можно усложнить: попросить ребенка самостоятельно сделать кроссворд для родителей или друзей.

5. Игра «Корректор». Тут ребенку предлагаются заранее не правильно написанные слова. Задача школьника найти и исправить ошибку.

6. Мнемоника. Метод, при котором так же задействуется ассоциативный ряд. Это могут быть картинки, четверостишия, слова. Например, «ж, ш, ч, щ, пиши с буквами и, у, а» - существуют слова — исключения: жюри, брошюра, парашют. Воспользовавшись мнемоникой, можно запомнить слова в картинке или фразе: С парашютом на голову жюри сбросили брошюру. Мнемоника отлично подходит для запоминания словарных слов, слов — исключений, правил русского языка.

Как запомнить правила русского языка

Зачастую затруднения у младших школьников вызывают правила русского языка — недостаточно их знать, нужно вовремя их применять. Так же как и со словарными словами, для запоминания и понимания правил существует общепринятый метод:
1.    Изучайте правило в тишине, с примерами и иллюстрациями. Недостаточно сказать ребенку «ча — ща пиши с буквой а». Приведите слова-примеры: чаща, щавель, чайник. Попросите ребенка проговорить слова к этому правилу по буквам. Распечатайте и разместите плакат с правилами у ребенка над рабочим местом.
2.    Понимание. Попросите ребенка придумать слова на изучаемое правило и проговорить по буквам.
3.    Практика. Подготовьте ряд заданий на правило и попросите ребенка выполнить их.
Чтобы школьнику было легче запоминать и понимать правила, используйте метод мнемоники. 
Так же хорошо помогают таблицы и схемы с примерами. Нарисуйте вместе с ребенком плакаты или возьмите готовые из интернета, развесьте их над рабочим местом ребенка. Когда школьнику станет не понятно или сложно, он обратится к таблицам, как к справочному материалу.

Книги для изучения грамматики

Безусловно полезными для развития грамотности ребенка будут современные иллюстрированные книги: 
1. Е.А. Лисовская, «Узелки на память или мнемонические способы изучения орфографии». Правила русского языка, примеры в картинках и фразах для запоминания — книга, которая пригодится для занятий с детьми младших и средних классов.
2. Н.Л. Герасимович, «Все правила по русскому языку» — цветной иллюстрированный справочник, в котором собраны все правила русского языка для учеников 1 - 4 классов. Игровая форма подачи материала поможет маленьким ученикам запомнить даже самые сложные правила.
3. С.Г. Батырева, «Правила русского языка для начальной школы». В книге представлены правила в виде ярких картинок, схем и таблиц.  После изучения правила, ребенку даются задания для отработки полученных знаний.
4. Ф. Алексеев, «Русский язык для детей. Большой самоучитель» — иллюстрированный сборник правил русского языка для учеников младших классов с подробными объяснениями и примерами. Книга также включает в себя орфографический и орфоэпический словари.

Во многом на грамотность влияет память ребенка, ведь нужно запомнить большой объем правил и слов-исключений к ним, словарных слов и орфограмм. На сайте «Разумейкин» вы найдете задания для развития памяти, внимания и логики ребенка, а также онлайн-занятия по русскому языку, которые помогут изучить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы. 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).