Развитие мелкой моторики у дошкольников

2011

«Развиваете мелкую моторику — развиваете речь» — эту фразу часто слышат родители. И удивляются: где связь между одним и другим? Педагог Сухомлинский сказал: «Ум на кончиках пальцев». Спустя время эти слова подтвердили ученые из Института физиологии детей и подростков. Они выяснили, что уровень речи ребенка тесно связан с ловкостью его пальцев. Ребенок подрастает, и становится ясно: письмо, чтение и ежедневные манипуляции с пуговицами на рубашке и шнурками на ботинках — все требует развития мелкой моторики.

В первую очередь детские неврологи и психологи отмечают: развивать ловкость пальцев нужно с рождения. На помощь родителям в таком раннем возрасте приходит массаж, легкая пальчиковая гимнастика, перебирание мелких предметов и игры с крупой. В более позднем возрасте игры на моторику усложняются.

Игры на развитие мелкой моторики для детей 3-6 лет.

1. Пальчиковые игры — простая и полезная игра, которая не требует специальных материалов и оборудования. Упражнение развивает моторику, внимание, речь, память и воображение. Особое внимание уделяем самым «ленивым» пальцам — безымянному и мизинцу.
«Семья»
Как у нас семья
Большая да веселая (ребенок хлопает в ладоши, потом сжимает кулачки и ударяет друг о друга)
Два у лавки стоят (сгибаются большие пальцы рук)
Два учиться хотят (сгибаем указательные)
Два Степана сметаны объедаются (сгибаем средние пальцы)
Две Дашки кашкой питаются (сгибаем безымянные)
Две Ульки в люльке качаются (сгибаем мизинцы).

«Кулачки»
Задача ребенка одновременно стучать по столу двумя руками, но одна рука ударяет ладонью, вторая кулачком. Затем руки меняются.

«Сорока — белобока», массаж пальчиков.
Приговаривая четверостишие, мните подушечку каждого пальца по очереди.
Сорока — белобока кашу варила, деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этом удала
А этому не дала,
«Ты дров не носил, печку не топил, кашу тебе не дам»

Существует много присказок и четверостиший, которые сопровождаются действиями пальчиков. 

2. Лепка и игры с песком развивают не только моторику, но и воображение, внимание, память и эмоциональный интеллект. При помощи пластилина, теста или глины можно не только лепить фигурки, но и создавать целые картины на бумаге. Игры с песком заключаются в построении замков или зданий, рисовании или раскопках. Кинетический песок или световой стол позволяет играть в песок круглый год и подходить к играм с фантазией.

3. Аппликации и оригами. Создание аппликации — занятие увлекательное и развивает творческие способности ребенка. Для того чтобы создать аппликацию, ребенку нужно: вырезать, клеить, располагать предмет на листе. Значит, работает мелкая моторика, пространственное мышление, воображение. Начинайте с простых работ: создание гриба или дерева с крупными деталями, в дальнейшем усложняйте работу, вводя мелкие детали и объемные элементы.
Оригами учит следовать схемам и работать по образцу. Эти умения пригодятся ребенку в школе.

Игры на развитие мелкой моторики детям 6-9 лет

По сути игры мало чем отличаются от предыдущих, но повышается сложность. К списку выше добавляется еще ряд игр на подготовку руки к письму или улучшение почерка ребенка.
1. Штриховки и орнаменты. Штриховка — отличный инструмент для подготовки руки к письму. Главное направление — развитие мелкой моторики. Удачно сочетаются штриховки с графическими диктантами. Выполните с ребенком графический диктант  и попросите его заштриховать полученную фигуру по диагонали, соблюдая равное расстояние между штрихами, возможно, чередуя цвета.
Орнаменты, узоры, и рисование по точкам развивают моторику, внимание, аккуратность и точность. Кроме этого подобные занятия улучшают ориентацию в тетради, позволяют научиться чувствовать границы листа.

2. Головоломки со спичками — математические игры-головоломки, но благодаря мелким элементам работает мелкая моторика и кратковременная память. Например, положите перед ребенком дом из спичек: квадратный дом и треугольная крыша. Всего используется 6 спичек. Задание: переставь 2 спички так, чтобы получилось 5 квадратов. (Для решения нужно убрать 2 спички с крыши и положить их внутрь квадрата — домика крестом. У вас получится 4 маленьких квадрата и 1 большой).

3. Конструкторы с мелкими деталями развивают усидчивость, пространственное мышление, внимание, мелкую моторику и логическое мышление, а также учат детей собирать по инструкции. Выбирайте конструктор, подходящий ребенку по возрасту и уровню сложности. Не берите непоседе конструктор с множеством мелких деталей, начинайте с небольших наборов.

4. Мозаика, плетение из бисера. Отличное хобби для девочек, но и мальчикам можно найти подходящие наборы с мозаикой. Любое творчество требует концентрации и внимательности, развивает слаженную и аккуратную работу пальцев.

Играя, дети почти всегда находятся в движении и развитии. Применяйте фантазию для развития моторики в бытовых вещах: просите ребенка помочь в готовке, помыть посуду или протереть пыль. И, конечно, не ограждайте детей от завязывания шнурков и застегивания пуговиц.

Желаем вашему ребенку интересных и полезных игр и занятий!

А наши онлайн-занятия помогут в развитии мышления, внимания, речи. Попробуйте!

 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).