Развитие речи у детей раннего возраста

607

Развитие речи у детей – процесс, на особенности протекания которого обращают внимание, пожалуй, все родители. Данные исследований говорят о значительном росте патологии в развитии речи у современных детей. Постараемся дать некоторые ориентиры в оценке речевого развития детей до 3 лет.

Хорошо, если в год малыш произносит 10-25 слов, неплохо понимает обращенную речь (способен выполнять простые просьбы), начинает пользоваться речью, как средством общения. В активном словаре ребёнка (слова, которые произносит сам) могут быть как целые простые слова (мама, баба), так и лепетные (бах, па), частично воспроизведенные формы слов («кач» - качаться), звукоподражания (би-би, му).

В год-полтора ориентиры развития речи весьма условны, и допустима задержка речевой активности. Но настораживать родителей должно непонимание или плохое понимание ребёнком обращенной речи, отсутствие интереса к общению и попыток повторять слова за взрослым, повышенное слюнотечение (не связанное с прорезыванием зубов), дрожание языка, вялость губ, постоянно приоткрытый рот, лепетание на непонятном языке, отсутствие указательного жеста.

К полутора годам малыши при нормальном речевом развитии начинают строить первые простые предложения («Мишка бух!», «Дай пить»). Для стимуляции развития речи необходимо постоянно разговаривать с ребёнком, описывать все, что происходит, окружает его. При этом надо говорить четко, не «сюсюкать», использовать развернутые фразы, менять грамматические формы знакомых слов, падежи («Кукла спряталась, нет куклы», «Найди куколку»), можно начинать читать сказки и коротенькие стишки. Просите малыша проговорить окончание строчек знакомых стихотворений («Я люблю свою...», «Причешу ей шерстку ...» и т.п.) Отлично стимулируют речь в этот период совместная деятельность и игры со взрослым, в ходе которых ребёнка активно включают в диалог.

Хорошо сказываются на развитии речи ребёнка любого возраста дыхательные упражнения, а также стимулирование мелких движений кистей и пальцев рук. Выдувайте мыльные пузыри, задувайте свечку, сдувайте вату со стола, рисуйте пальчиковыми красками, лепите, играйте с обычным и кинетическим песком, крупой и т. д. Все это позволит развивать речь и мышление вашего малыша.

Словарный запас двухлетнего ребёнка составляет уже примерно 200—300 слов. Ребёнок способен конструировать предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, задавать простые вопросы, общаться со сверстниками. Большинство звуков родного языка дети уже способны произносить правильно. Исключение составляют шипящие, они в 2-3 года часто заменяются свистящими («шапка» - «сапка»). Подмена твердых согласных мягкими в этом возрасте также является вариантом нормы.

Становление речи — очень индивидуальный процесс. Исследователи отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже, чем девочки, и у них выше процент задержек в развитии речи. Если ваш ребёнок в трехлетнем возрасте отлично понимает вас, выполняет довольно сложные просьбы (например, «Положи кубик в коробку», «Покажи то, что возьмешь на улицу, если пойдет дождь»), способен собрать матрёшку, пирамидку, разрезную картинку из 2-3 частей, но у него есть недостатки в развитии речи, паниковать не стоит.

Если же ребёнок после трех лет не разговаривает совсем или произносит мало слов, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалистам (неврологу, логопеду и психологу), так как чем раньше будет начата коррекционная работа по преодолению задержки в развитии речи и лечение (если потребуется), тем больше вероятность того, что проблему удастся преодолеть.

Занятия в разделе «Развитие» для 3-4 лет будут способствовать речевому развитию детей этого возраста. 

Для детей постарше рекомендуем занятия по развитию речи для дошкольников

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).